Ноги безостановочно молотят педали, руки на рычагах управления, сбивается дыхание, да ещё нужно следить за балансом. Чуть отвлёкся, и вот она здравствуй, земля. Да уж, нелегко лететь на самолёте, если ты и пилот, и мотор.
В 1912 году Роберт Пежо (Robert Peugeot) предложил приз в 10 тысяч франков первому, кто пролетит 10 метров на аэроплане, двигаемом мускульной силой и одну тысячу тому, кто пролетит хотя бы метр. Тут же появились и первые претенденты на деньги этого известного промышленника.
30 конкурентов, собравшихся в "Парке принцев" в Париже, избрали самый логичный, для того времени, способ полёта. Они поставили крылья на обычные велосипеды.
Предполагалось, что развив достаточную скорость на земле, человек сможет хоть на секунду-другую взмыть в небо. Увы, никому не удалось забрать даже меньший из призов.
Рекордный немецкий Mufli запускали при помощи натянутой "резинки" (иллюстрация с сайта arrakis.es и фото с сайта nasg.com). |
Духи воздуха благосклонно отнеслись к смельчаку. Он летел в двух попытках на 11,72 и на 12,30 метра.
В 1935 году появился прообраз современных педальных самолётов Mufli. Его создала группа инженеров Юнкерса (Junkers). Аппарат уже имел воздушный винт, подобно своим моторным собратьям. И при должной сноровке пилота мог совершать длительные вояжи.
Однако в небо эту "птаху" всё-таки выстреливали при помощи каната: на силы человека в момент взлёта авторы машины не очень рассчитывали.
Тем не менее, в том же году Mufli пролетел 235 метров за 23 секунды, а в 1937-м уже 712 метров. Всего машина поднималась в небо более 120 раз.
Японский Stork B: размах крыльев в 21 метр и 36 килограмм веса, не считая пилота, позволили этой машине установить рекорд дальности полёта на мускульной тяге 1976 года (фото с сайта nasg.com). |
Самолёты с человеком вместо движка принялись мастерить в разных странах чуть ли не ежегодно. Рекорды же росли медленно. Собственно, тормозили прогресс материалы.
Из важных вех той эпохи нужно отметить машину Stork B, созданную в японском университете Нихон (Nihon University). В 1976 году этот велосамолёт пролетел 2093,9 метра. Примечательно, что сделан он был главным образом из дерева и бумаги.
Теперь простое увеличение полёта едва ли могло принести людям подлинное удовлетворение. Совершенствование техники дело закономерное. И вроде тут уже не осталось места удивлению. А вот если лететь над водой... Представьте, что будет, если пилот устанет на полпути.
Крылья у "Альбатроса" такие тонкие, что без растяжек обойтись было нельзя. Как и на первых самолётах (схема с сайта achievement.org). |
Риск вроде был и не так уж велик: Алиен летел на высоте в несколько метров, и на всём пути его сопровождала моторная лодка. Но всё же такое достижение поразило мир.
2 часа и 49 минут крутил педали отчаянный лётчик. За это время он пролетел 35,82 километра. Сколько он потерял в весе история деликатно умалчивает.
Машину Алена Gossamer Albatross (что-то вроде "Лёгкий как паутинка альбатрос") спроектировал американский инженер Поль Маккриди (Paul McCready).
| ||
Правда, оперение у этого самолёта было расположено спереди, но последователи Маккриди чаще прибегали к классической схеме.
Авторам сенсации досталась не только всемирная слава. Нужно заметить, что ещё в 1960 году, благодаря деньгам промышленника Генри Кремера (Henry Kremer), Английское Королевское общество аэронавтики (The Royal Aeronautical Society) учредило ряд призов в области Human-Powered Aircraft, то бишь авиации на мускульной тяге.
В том числе и премию за первое пересечение Ла-Манша на таком самолёте.
| ||
Однако, положа руку на сердце, скажите, разве ради набивания карманов старались Маккриди и Алиен? Стать первыми, кто воплотил в жизнь миф о Дедале и Икаре вот это стимул, который не измерить деньгами.
По хронологии тут логично припомнить: как раз с начала 1980-х аналогичную цель взлететь в воздух при помощи мускульной силы человека поставили перед собой поклонники вертолётов. Увы, до сих пор лучшие их достижения это считанные секунды в воздухе. Чего категорически недостаточно для получения престижного приза имени Сикорского.
А вот с самолётами у наследников Икара дела пошли куда успешнее. Что новых рекордов все ждали это само собой. Но теперь пришло время устраивать соревнования таких машин.
Продолжение следует.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru