Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Стремление портить воздух. Часть первая: кино с запахом

 

Стремление портить воздух. Часть первая: кино с запахом

 

 

Передача запахов на расстояния, например, через Интернет, или же просмотр кинофильма со звуком и запахом — идея, согласитесь, захватывающая, но вызывающая нехорошие подозрения. Запах, всё-таки, очень тонкая, если не сказать интимная вещь. Даже опасная.

Если разобраться, то с запахами, судя по всему, на высокотехнологическом уровне наблюдается определённый застой. Вояки, правда, работают над вонючими бомбами, но это только подтверждает особый статус обоняния среди пять чувств, что есть у нас, человеков.

загрузка...

 

 

Между тем, запахи — как раз недостающая вещь для всё той же виртуальной реальности, движители которой так стремятся к полному погружению. Так и где же?

Фотография — и та уже в каком-то смысле трёхмерная, 3D-телевидение на подходе, звук — чем дальше, тем Dolby, а запахи до сих пор обретаются где-то в баллончиках дезодорантов. Почему?

На снимке одна из главных причин, по которым кино с запахом не получило широкого распространения.

На снимке одна из главных причин, по которым кино с запахом не получило широкого распространения.
Притом, что о непосредственной передаче, если хотите, телепортации запахов речи, конечно же, быть не может, пути воздействия на обоняние известны. Как правило, это картридж, содержащий около сотни синтезированных образцов запахов, которые активируются внешними импульсами, выстраиваясь в необходимую комбинацию.

Вроде бы всё ясно и довольно просто, но идея не получает распространения. И на вопрос "почему?", ответ, похоже известен.

Во-первых, запахи, как уже говорилось, весьма и весьма индивидуальная штуковина: играть с ними надо крайне осторожно, в то время как у "пользователя" вторжение в данную сферу вызывает и будет вызывать недоверие.

Во-вторых, это уже мы сами домыслили, проблема в том, что запахи, в отличие от звуков и изображений, не так-то легко сменяют друг друга, если сменяют вообще.

А накладка даже двух приятных запахов может в итоге сложиться в преотвратную комбинацию. Что тут поделать?

Афиша, завлекающая публику на первый фильм с душком.

Афиша, завлекающая публику на первый фильм с душком.
В-третьих, проблема в том, что даже вышеописанный процесс с картриджами пока ещё довольно трудоёмкий.

Несомненно, найдётся и в-четвёртых, и в-шестых, но мы попробуем окинуть мысленным взором историю вопроса от, значит, истоков, до наших дней.

В сегодняшней, так сказать, развлекательной сфере работают трое: зрение, слух и, если, скажем, вибрирует кресло или там мышь, осязание.

Но были и есть люди, готовые принести запахи в компьютерный, киношный и музыкальный мир.

Чтобы в статье хоть как-то и чем-то запахло, приведём несколько "обонятельных" определений из собрания Владимира Даля: чуять, слышать носом, обоняньем, чутьем; быть одарену чутьем; вдыхать, впивать запах, воню, дух; слышать, чуть, что пахнет, нюхать... Ни у кого нос не чешется?

А начнём не с компьютеров и Интернета, а с кино, которое появилось пораньше.

На самом деле, идея о передаче запахов в тех же кинотеатрах витает в воздухе уже очень давно: после того, как в кинематограф пришёл звук, о "третьем измерении" задумывались многие.

\'Логотип

Логотип "запаховидения", опубликованный в сентябре 1999 года в журнале Nickelodeon.
Что характерно, показу любого фильма, сопровождавшемуся запахами, неизменно сопутствовали крики "Впервые в мире!", "Сенсация!" и так далее.

Но История преспокойненько отбрасывает нас в 50-е годы ХХ века, когда швейцарский профессор Ханс Лаубе (Hans Laube) решил, что нашёл способ воспроизведения ароматов в кинотеатре.

Своё изобретение Лаубе нарёк Smell-O-Vision! (вроде как "запаховидение") и продемонстрировал его в 1960 году во время показа фильма "Scent of Mystery" (можно перевести как "Таинственный аромат", "Аромат тайны", а можно как-нибудь ещё).

Как работало Smell-O-Vision, догадаться нетрудно: кинотеатр был несколько переоборудован, небольшие пластмассовые трубки шли под сиденья зрителей и передавали запахи из "мозга" ("smell brain"), где наверняка сидел специально обученный дядечка и жал в нужные моменты на рычаги.

Ханс Лаубе провёл в СМИ массированную рекламную кампанию, в ходе которой значимость "запаховидения" для мирового кинематографа была выражена подчёркнуто нескромно.

Вот, что писала газета The Jazz Singer: "First They Moved (1895)! Then They Talked (1927)! Now They Smell!" (В 1895-м кино начало двигаться, в 1927-м заговорило, теперь оно пахнет!)

Одна из карточек с десятью запахами, которые раздавал зрителям Джон Уотерс.

Одна из карточек с десятью запахами, которые раздавал зрителям Джон Уотерс.
Как это обычно бывает, восторг разделили не все. Обозреватель New York Times Босли Кроутер (Bosley Crowther), к примеру, назвал новацию ахинеей.

А журнал Time написал следующее: "Скорее всего, зрители согласятся, что запахом, понравившимся им больше всего, был тот, до которого они добрались во время перерыва — это свежий воздух".

Зрители, постоянно зажимавшие во время сеанса носы, согласились с Time, и Smell-O-Vision заглохло всерьёз и надолго, пока о нём не вспомнили в 1980-е.

Известный своими шоковыми выходками кинорежиссёр Джон Уотерс вдруг вспомнил о Smell-O-Vision. Россиянам он, вероятно, известен по фильму "Мамочка маньяк-убийца" ("Serial Mom"), который неоднократно показывали по телевидению.

Итак, в 1981 году Уотерс на премьере своей картины "Полиэфир" ("Polyester") раздал зрителям карточки под названием "Odorama".

На этих карточках было 10 образцов запахов, "открыть" которые можно было, расцарапав выделенный кружочек, как на некоторых лотерейных билетах.

\'Устройство

Устройство "Sniffman" работы Стефана Рёйтца.
Зрители были чётко проинструктированы, когда и какой номер запаха нужно выпускать. Пришедшие, знакомые с коварными выходками Уотерса, с некоторым недоверием выполнили задание. К счастью, самым неприятным ароматом был запах грязных носков.

Вполне возможно, эксперименты с "запаховидением" проводились по кинотеатрам и в последующее за премьерой Уотерса десятилетие, но нам доподлинно известно лишь об опыте, устроенном в Германии в мае 2001 года.

Тогда-то в Мюнхене и прошла, как бы это, всенемецкая премьера фильма "Один день диеты" ("One Day Diet"). Во время этого действа инженер Стефан Рёйтц (Stefan Ruetz) продемонстрировал своё изобретение под название "Sniffman".

Это 127-граммовая коробочка размером с аудиоплеер вешается на шею зрителя и источает. Образцы запахов внутри "Sniffman" активируются радиосигналом, а каждый аромат каким-то образом длится 20-40 секунд.

\'Кадр

Кадр из фильма "One Day Diet". Можно завидовать зрителям или нет?
В фильме рассказывается о человеке, который принимает участие в соревновании по поеданию 50 тортов с шоколадным кремом, так что зрителям были предложены запахи, в основном, кондитерского характера.

Тем не менее, вдохновлённый тогдашним успехом Стефан Рёйтц поделился своими дерзкими творческими планами с британской Mirror: "Представьте себе использование моей технологии при просмотре, скажем, "Парка Юрского периода". Экскременты динозавра действительно позволили бы развернуться. Я держу пари, они пахли бы трясиной и тропическим лесом".

Были у Рёйца задумки поромантичнее: "Когда в любовной сцене герой наклоняется, чтобы поцеловать героиню, вы сможете унюхать духи, которыми она пользуется". "Запах женщины", не так ли?

\'В

В этой сцене из "Парка Юрского периода", должно быть, запахнет жареным.

Таким образом, 2000 год стал своего рода рубежом для внедрения в кино третьего пахучего измерения. В данной статье мы, само собой разумеется, рассказали не обо всех экспериментах с запахами — есть как минимум одна-две фирмы, которые грезят ароматами в кинотеатрах, а так же в компьютерных играх и Интернете. Но об этом — в следующий раз.

Продолжение последует обязательно.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Стремление портить воздух. Часть первая: кино с запахом":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Оптимизация конверсии. Часть первая

В сфере е-коммерции отношения между владельцами сайтов и поисковыми системами сосредоточены на поисковой оптимизации (SEO). Продаж не будет, если пользователи не найдут сайт. Однако, помимо этого, в условиях жесткой конкуренции на растущем рынке е-коммерции внимание веб-мастеров и владельцев сайтов обращено, главным образом, на оптимизацию конверсии, т.е. увеличение числа пользователей, которые стали покупателями.

» Продвижение и оптимизация - 1885 - читать


Беспроводные Казаки-разбойники, или провайдеры против кусочка мела. Часть первая

У всякого более-менее прочного сообщества людей всегда возникает какая-то внутренняя система обмена информацией — от "тайных" приветствий до собственного жаргона или даже языка. Так случилось у бродячих безработных ("хобо") во времена Великой депрессии в США. Причём придуманная ими система теперь вдохновляет совсем других людей...

» Интересное в сети - 2118 - читать


Человеческая связанность. Часть первая: идеи контакта

В сентябре 2001 года в Ирландии собралась группа исследователей с целью изучить тему людских отношений и технологий, способствующих контакту человека с человеком. Своей миссией группа назвала изобретение новых способов, методов и технологий связи между людьми. И есть интересные идеи.

» Интересное в сети - 2206 - читать


Дело об электронном голосовании. Часть первая

История, связанная с компанией Diebold похожа на средней руки детектив, но при этом сложившаяся ситуация попахивает большим скандалом, от которого будут звенеть стёкла даже в Белом Доме. Потому что речь идёт о серьёзных проблемах в машинах для голосования. Компания Diebold Election Systems занимается выпуском систем учёта голосования.

» Интересное в сети - 1723 - читать


Крылья летающих велосипедов. Часть первая: въезд в воздух

Ноги безостановочно молотят педали, руки на рычагах управления, сбивается дыхание, да ещё нужно следить за балансом. Чуть отвлёкся, и вот она — здравствуй, земля. Да уж, нелегко лететь на самолёте, если ты и пилот, и мотор.

» Открытия и изобретения - 2542 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Стремление портить воздух. Часть первая: кино с запахом

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru