Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Крупнейшие в мире моторы тянут морских гигантов

 

Крупнейшие в мире моторы тянут морских гигантов

 

 

Огромные контейнеровозы — это крупный и бурно развивающийся сектор судостроительного рынка. Таким судам требуется всё более и более совершенная начинка, в том числе двигатели. И именно для таких гигантов финны строят самые большие в мире единичные ДВС мощностью около 100 тысяч лошадиных сил.

Известная финская компания Wartsila — один из мировых лидеров в области судовых силовых установок и энергетических систем. В 1990-х годах она разработала линейку судовых двигателей RTA96-C.

загрузка...

 

 

Это рядные двухтактные дизели с турбонаддувом.

Линейку — потому, что клиент может заказать такой двигатель в исполнении от 6 до 14 цилиндров. Конструктивно эти агрегаты абсолютно идентичны.

А теперь держитесь. Диаметр каждого цилиндра 960 миллиметров, ход поршня — 2,5 метра!

Таким образом, рабочий объём цилиндра составляет 1820 литров. О других параметрах — чуть позже. Пока скажем, что порядка сотни таких движков в 8, 9, 10, 11 и 12-цилиндровом исполнении было поставлено заказчикам.

Контейнеровозы, вместимостью по 6-8 тысяч тонн, движимые единственным таким дизелем, спокойно развивают 25 узлов (более 46 километров в час).

Первый двигатель этой серии (в варианте 11 цилиндров) появился на свет в 1997 году, его изготовил партнёр Wartsila — японская компания Diesel United.

Дизельный контейнеровоз способен развивать большую скорость (фото с сайта wartsila.com).

Дизельный контейнеровоз способен развивать большую скорость (фото с сайта wartsila.com).
А в 2002 году финны объявили о доступности 14-цилиндровой версии (PDF-документ) своего удивительного агрегата.

Вот теперь о её рекордах подробнее.

Максимальная мощность 14-цилиндрового RTA96-C достигает 108 тысяч 920 лошадиных сил.

Максимальный крутящий момент — более 763 тоннометров.

Рабочий объём супермотора составляет 25 тысяч 480 литров.

Нетрудно заметить, что литровая мощность необычайно низка — примерно 4,3 "лошади" на литр.

Скажете, вот уж странность, ведь в современных автомобильных турбированных дизелях инженеры научились "снимать" с литра более 100 лошадиных сил.

Однако низкая степень форсировки выбрана не спроста. Супермоторы работают с достоинством, неспешно (по меркам обычных ДВС) набирая в свои гигантские "лёгкие" воздух.

Это не атомный реактор, а судовой дизельный двигатель. Человек даёт представление о масштабе конструкции. В данном случае, это 12-цилиндровая версия RTA96-C, но доступен и 14-цилиндровый вариант (фото с сайта bath.ac.uk).

Это не атомный реактор, а судовой дизельный двигатель. Человек даёт представление о масштабе конструкции. В данном случае, это 12-цилиндровая версия RTA96-C, но доступен и 14-цилиндровый вариант (фото с сайта bath.ac.uk).

Частота вращения вала при максимальной мощности у этого морского супердвижка составляет всего 102 оборота в минуту (против 3-5 тысяч оборотов у легковых дизелей).

Это обеспечивает хороший газообмен (представьте, какие объёмы воздуха нужно прокачивать), сравнительно низкие скорости поршня, а всё вместе — хороший КПД.

Поперечный разрез супермотора. Хорошо виден выпускной клапан в центре и система турбонаддува справа (фото с сайта wartsila.com).

Поперечный разрез супермотора. Хорошо виден выпускной клапан в центре и система турбонаддува справа (фото с сайта wartsila.com).

В режиме наименьшего удельного расхода топлива (не полная мощность) он превышает 50% (видимо, это рекорд для серийных ДВС). Да и при полной нагрузке эффективность движка не намного ниже.

Удельный же расход топлива на всех режимах колеблется в районе 118-126 граммов на лошадиную силу в час; что в 1,5-2,5 раза ниже, чем у автомобильных дизелей.

Сопоставляя цифры, учтите, что эти судовые дизели работают на тяжёлом морском дизтопливе с куда более низким содержанием энергии, чем у автомобильных аналогов.

Добавим, что 14-цилиндровый Wartsila-Sulzer 14RTA96-C (таково полное наименование гиганта) весит 2300 тонн в сухом виде (без масла и прочих технических жидкостей). В том числе 300 тонн приходится на коленчатый вал. Длина двигателя — 26,7 метра, а высота — 13,2 метра.

Разрез камеры сгорания и поршня, охлаждаемого маслом (фото с сайта wartsila.com).

Разрез камеры сгорания и поршня, охлаждаемого маслом (фото с сайта wartsila.com).

Из инженерных особенностей нужно отметить, что в каждом цилиндре устроен единственный, расположенный в центре камеры сгорания, гигантский клапан. Есть ещё три маленьких клапана (аналоги форсунок в обычных моторах) для непосредственного впрыска дизтоплива в цилиндр.

Этот огромный клапан — выпускной. От него выхлопные газы идут в общий коллектор и далее к четырём турбокомпрессорам.

Те, в свою очередь, гонят свежий воздух через охладители и к окнам, вырезанным в нижней части цилиндра. Последние открываются, когда поршень опускается в нижнюю мёртвую точку.

Сборка 10-цилиндрового RTA96-C (фото с сайта bath.ac.uk).

Сборка 10-цилиндрового RTA96-C (фото с сайта bath.ac.uk).

Как и во многих морских дизелях, усилие от поршня к коленчатому валу передаётся здесь крейцкопфным механизмом. Благодаря ему на поршень не действуют боковые нагрузки, а это повышает долговечность мотора.

А ещё фирма гордится низким весом агрегата.

Не удивляйтесь. Подумайте о колоссальных нагрузках на детали машины, жёстких требованиях по вибрации (точнее, отсутствии оной), а также о необходимой долговечности такого движка (представьте замену подобного мотора у гиганта-контейнеровоза).

Вес коленвала десятицилиндрового двигателя — около трёхсот тонн (фото с сайта bath.ac.uk).

Вес коленвала десятицилиндрового двигателя — около трёхсот тонн (фото с сайта bath.ac.uk).

А ещё в этом ДВС использованы, в основном, чугун и сталь. По очевидным соображениям заоблачной цены нескольких сотен тонн алюминия или титана.

Так что подвиг инженеров Wartsila действительно заслуживает уважения.

В материалах компании, между тем, есть упоминание о некоей внутренней дискуссии относительно разработки 18-цилиндрового варианта своего хита.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Крупнейшие в мире моторы тянут морских гигантов":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Кризис в GM сыграл на руку Toyota: японский автопроизводитель становится крупнейшим в мире

В ближайшие два года японская Toyota может стать крупнейшим автопроизводителем в мире. Руководство компании ожидает, что в 2008 г. она увеличит продажи до 9,8 млн автомобилей по сравнению с 8,13 млн по итогам прошлого года. Нынешний лидер — американская General Motors активно сокращает производство в попытках выбраться из кризиса.

» Бизнес идеи - 2125 - читать


Крупнейшая в мире сеть кофеен Starbucks приходит в Россию в следующем году

В пятницу крупнейшая в мире сеть кофеен Starbucks впервые официально объявила о своих планах открытия в России. Сеть откроет первую московскую кофейню в 2007 году. Участники рынка уверены, что Starbucks, которая решила открываться в России еще пять лет назад, могла и опоздать на российский рынок: у местных сетей есть перед ней ряд конкурентных преимуществ.

» Управление и менеджмент - 2091 - читать


Менеджеры крупнейшей в мире сети магазинов электроники Best Buy помогут «Эльдорадо

Как стало известно Ъ, сеть « Эльдорадо» взяла на работу двух топ-менеджеров крупнейшей в мире сети магазинов электроники — американской Best Buy. Должность директора по операциям занял вице-президент американской сети по продажам Алекс Шенделл, а пост советника президента «

» Управление и менеджмент - 2668 - читать


Российские магнаты создают крупнейший в мире алюминиевый концерн

"Русал" и "Суал" стоят, по всей вероятности, на пороге миллиардной сделки по слиянию. Антимонопольный комитет в Москве, похоже, не имеет ничего против По сообщениям московских СМИ, два крупнейших российских алюминиевых концерна – "Русал" и "Суал" – должны совместными усилиями слиться, чтобы стать номером 1 в мире. Как сообщает газета "Коммерсант", владелец "Русала" Олег Дерипаска и собственник "Суала" Виктор Вексельберг подписали в начале августа протокол о намере ...

» Управление и менеджмент - 2180 - читать


«Русал», «Суал» и Glencore создают крупнейшую в мире алюминиевую компанию

Вчера было официально объявлено о создании крупнейшей в мире компании по объемам производства первичного алюминия. « Объединенная компания „ Российский алюминий“ начнет работать 1 апреля 2007 года, ее штаб-квартира будет располагаться в Москве.

» Управление и менеджмент - 1736 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Крупнейшие в мире моторы тянут морских гигантов

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru