$95 тысяч — эту немалую сумму бывший музыкант известной панк-фолк-группы The Pogues выиграл для реализации своего странного проекта. Фонд, организовавший состязание, не остановило даже название задумки — "Партитура для дыры в земле". И всё потому, что дыра необычная, и к ней кое-что приделано.
Суперпроект Score for a Hole in the Ground — не просто гигантская копия граммофона, с какой-то радости возведённая посреди леса. Мало того, что раструб "граммофона" держится на вертикальной трубе высотой семь метров (что впечатляет само по себе), так он ещё и передаёт из-под земли звуки почти природного происхождения.
Есть в этом что-нибудь, кроме эффекта? Оказывается, есть. И даже не голая концептуальная инсталляция, за которую, не пускаясь ни в какие разъяснения, могут легко "спрятаться" современные художники. Тут целая история.
Итак, знакомьтесь: Джереми Файнер (Jem Finer). До 1996 года он играл в The Pogues на банджо, гитаре, мандолине, саксофоне и других инструментах, потом покинул коллектив, основал свой, но это не так важно. Важно другое. В начале 2005 года Джем узнал о необычном старинном элементе дизайна японских садов — суикинкуцу (suikinkutsu). Как узнал? Приехал к храму в Киото и увидел. Хотя это устройство трудно заметить, так как оно представляет собой керамический или металлический сосуд, закопанный в землю.
![]() |
![]() Слева — общий вид суикинкуцу. Справа — суикинкуцу в саду в префектуре Айчи, Япония (иллюстрация и фото с сайта en.wikipedia.org). |
![]() |
![]() Сборка "граммофонной части" — трубы и раструба — производилась в специальном цехе (фото с сайта scoreforaholeintheground.org). |
Для начала он задумал сделать особую "акустическую камеру", звучащую мощнее глиняного горшка. С этой целью Файнер нанял бригаду рабочих с техникой, которые в одном из лесов графства Кент вырыли яму семиметровой глубины, а её стенки укрепили с помощью бетонных колец.
![]() |
![]() Всё честно: своё изобретение автор должен сначала испробовать на себе (фото с сайта scoreforaholeintheground.org). |
Правда, в отличие от японцев, устанавливавших для этого небольшие ёмкости, Файнер надумал, выдерживая "дух масштаба", использовать целый пруд! Поблизости такого водоёма, увы, не оказалось, поэтому музыкант решил сделать пруд своими силами!
![]() |
![]() "Граммофон" до "дыры" в руках не донесёшь (фото с сайта scoreforaholeintheground.org). |
![]() |
![]() Общий вид установки. Как видно из схемы, пруд должен находиться немного выше ямы с раструбом (фото с сайта scoreforaholeintheground.org). |
Это, конечно, не подъёмный кран в лесу, но выглядит не менее гротескно.
Нижним концом труба уходит под землю, где разделяется на несколько параболических рупоров, предназначенных для лучшего улавливания звуков капель.
![]() |
![]() В результате всего этого лес обзавёлся такой фотогеничной достопримечательностью (фото с сайта scoreforaholeintheground.org). |
![]() |
| |
![]() |
Если можно сказать, что иногда лес пытается удивить нас своим обращением с водой, то "Партитура для дыры в земле" — это своеобразный ответ людей на стыке ландшафтного дизайна и музыки.
Да-да, не просто какого-нибудь абстрактного "саунд-арта", а музыки, ведь впоследствии Файнер хочет использовать специально настроенные трубы, которыми можно будет ловить строго определённые тона.
Получившиеся ноты он тогда запишет по отдельности и составит композиции. Или оставит "творчество природы" в необработанном виде.
![]() |
![]() Вид раструба со стороны искусственного пруда. Жалко, что в этом районе в почве содержится много мела. А то рядом с музыкальной трубой можно было бы заодно и рыбку половить (иллюстрация с сайта scoreforaholeintheground.org). |
Авторские права на эти записи будут, очевидно, принадлежать Файнеру, а не Королевскому Лесу. Кстати, не пора ли "зелёным" возмутиться по поводу нарушения копирайта матушки-природы?
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru