$95 тысяч — эту немалую сумму бывший музыкант известной панк-фолк-группы The Pogues выиграл для реализации своего странного проекта. Фонд, организовавший состязание, не остановило даже название задумки — "Партитура для дыры в земле". И всё потому, что дыра необычная, и к ней кое-что приделано.
Суперпроект Score for a Hole in the Ground — не просто гигантская копия граммофона, с какой-то радости возведённая посреди леса. Мало того, что раструб "граммофона" держится на вертикальной трубе высотой семь метров (что впечатляет само по себе), так он ещё и передаёт из-под земли звуки почти природного происхождения.
Есть в этом что-нибудь, кроме эффекта? Оказывается, есть. И даже не голая концептуальная инсталляция, за которую, не пускаясь ни в какие разъяснения, могут легко "спрятаться" современные художники. Тут целая история.
Итак, знакомьтесь: Джереми Файнер (Jem Finer). До 1996 года он играл в The Pogues на банджо, гитаре, мандолине, саксофоне и других инструментах, потом покинул коллектив, основал свой, но это не так важно. Важно другое. В начале 2005 года Джем узнал о необычном старинном элементе дизайна японских садов — суикинкуцу (suikinkutsu). Как узнал? Приехал к храму в Киото и увидел. Хотя это устройство трудно заметить, так как оно представляет собой керамический или металлический сосуд, закопанный в землю.
Слева — общий вид суикинкуцу. Справа — суикинкуцу в саду в префектуре Айчи, Япония (иллюстрация и фото с сайта en.wikipedia.org). |
Сборка "граммофонной части" — трубы и раструба — производилась в специальном цехе (фото с сайта scoreforaholeintheground.org). |
Для начала он задумал сделать особую "акустическую камеру", звучащую мощнее глиняного горшка. С этой целью Файнер нанял бригаду рабочих с техникой, которые в одном из лесов графства Кент вырыли яму семиметровой глубины, а её стенки укрепили с помощью бетонных колец.
Всё честно: своё изобретение автор должен сначала испробовать на себе (фото с сайта scoreforaholeintheground.org). |
Правда, в отличие от японцев, устанавливавших для этого небольшие ёмкости, Файнер надумал, выдерживая "дух масштаба", использовать целый пруд! Поблизости такого водоёма, увы, не оказалось, поэтому музыкант решил сделать пруд своими силами!
"Граммофон" до "дыры" в руках не донесёшь (фото с сайта scoreforaholeintheground.org). |
Общий вид установки. Как видно из схемы, пруд должен находиться немного выше ямы с раструбом (фото с сайта scoreforaholeintheground.org). |
Это, конечно, не подъёмный кран в лесу, но выглядит не менее гротескно.
Нижним концом труба уходит под землю, где разделяется на несколько параболических рупоров, предназначенных для лучшего улавливания звуков капель.
В результате всего этого лес обзавёлся такой фотогеничной достопримечательностью (фото с сайта scoreforaholeintheground.org). |
| ||
Если можно сказать, что иногда лес пытается удивить нас своим обращением с водой, то "Партитура для дыры в земле" — это своеобразный ответ людей на стыке ландшафтного дизайна и музыки.
Да-да, не просто какого-нибудь абстрактного "саунд-арта", а музыки, ведь впоследствии Файнер хочет использовать специально настроенные трубы, которыми можно будет ловить строго определённые тона.
Получившиеся ноты он тогда запишет по отдельности и составит композиции. Или оставит "творчество природы" в необработанном виде.
Вид раструба со стороны искусственного пруда. Жалко, что в этом районе в почве содержится много мела. А то рядом с музыкальной трубой можно было бы заодно и рыбку половить (иллюстрация с сайта scoreforaholeintheground.org). |
Авторские права на эти записи будут, очевидно, принадлежать Файнеру, а не Королевскому Лесу. Кстати, не пора ли "зелёным" возмутиться по поводу нарушения копирайта матушки-природы?
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru