Четвёртая пехотная дивизия армии США как-то раз опоздала на войну в Ираке. Пропустила первые месяцы, потому как ждала медленного транспортного судна, которое, в конце концов, доставило солдат из Турции на поле боя. Заставлять противника ждать возмездия Пентагон больше не хочет. И задумался о дирижаблях.
Задумался, надо полагать, всерьёз, хотя и в лице своего исследовательского агентства DARPA, которое в последнее время с лёгкой руки журналистов часто называют сумасшедшим.
Правда, в хорошем смысле слова, имеются в виду "безумные учёные", собравшиеся под крышей этого подразделения.
Новый проект (не понятно, почему) получил название "Морж" (Walrus).
Цель – разработка воздушного корабля, способного перебросить 1 тысячу 800 бойцов (Unit of Action UA) в любую точку мира за трое-четверо суток (это называется "Fort-to-Fight" FF).
Или взять на себя доставку груза весом более 500 тонн на межконтинентальные расстояния – диапазон действия более 11 тысяч километров без дозаправки.
Пока речь идёт о строительстве опытного образца демонстратора перспективных технологий (Advanced Technology Demonstration ATD).
И горький, и "сладкий" опыт мирового дирижаблестроения DARPA решило оставить в прошлом и начать практически с чистого листа (фото с сайта usgennet.org). |
Этот прототип должен быть гибридным воздушным кораблём. Для его создания будут применены (и опробованы) две экспериментальные технологии.
Во-первых, это применение вакуума для создания подъёмной силы (этот принцип задействован и в Gravity Plane, о котором мы рассказывали) и реактивный ионный двигатель, который до сих пор использовался лишь в космических аппаратах.
Практически ничего из наработанного в области дирижаблестроения (особенно в 1930-х) в проект "Морж" не попадёт ставки сделаны на новые достижения прогресса, включая технологии который только-только появляются.
| ||
Поскольку Фаза I это формулировка концепции, становится ясно, что дирижабль находится даже не в младенчестве, а в стадии планировании семьи.
Сперва нужно определить, выполним ли "Морж" технически, и благоразумно ли его строительство в финансовом отношении. Если корабль пройдёт этап "быть или не быть", наступит Фаза II, разбитая на три ступени: первичная оценка дизайна и рисков, окончательная оценка их же, строительство и демонстрация прототипа.
Фаза II должна быть завершена к середине 2008 финансового года, однако DARPA подчёркивает, что программа может быть свёрнута в любой точке.
Новый дирижабль, построенный немецкой фирмой Zeppelin Luftschifftechnik по благословению внучки изобретателя дирижаблей графа Фердинанда фон Цеппелина (Ferdinand von Zeppelin). Он передан заказчику японской корпорации Nippon Airship (фото с сайта zeppelin-nt.com). |
Сейчас "Морж" – это, скорее, набросок для "родных" и проверенных потенциальных партнёров и подрядчиков, которым предложено представить своё мнение на этот счёт.
Это своего рода конкурс с оборотом в миллиарды долларов, итоги которого будут подводить минобороны и правительство США. Они будут учитывать и возможность невоенного применения гигантских воздушных кораблей.
Судя по всему, дирижабли возвращаются. И в наши дни для них находится всё больше областей применения (фото с сайта skycruise.ch). |
Пришло время заметить, что мы так бы ничего о "Морже" не узнали, если бы не автор ресурса Defense Tech Ной Шактман (Noah Shachtman), который только и делает, что следит за инновациями Пентагона.
Узнав о дирижабле, он не только написал статью в журнал Wired, но и вывесил на своём сайте программный PDF-документ, к которому DARPA свободный доступ уже закрыло.
То же самое сделал секретариат министра обороны США, имеющий свой собственный план по строительству цеппелина размером с авианосец.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru