Human Race Machine никакого нацизма, хотя это машина человеческих рас. Она превращает европейца в афроамериканца, азиата в индейца и наоборот. Кроме того, машина может омолодить и состарить, создать лицо универсальной святости и собирательный образ всего человечества. Интересно?
Human Race Machine это часть экспозиции "Видеть и верить: искусство Нэнси Барсон" (Seeing and Believing: The Art of Nancy Burson), которая, начиная с июня 2002 года, будет на постоянной основе демонстрироваться в нью-йоркском Зале Науки (New York Hall of Science).
Собственно, экспозиция это сама машина, а также более ста фотографий и изображений, полученных с её помощью.
Данной выставкой, которая уже успела попутешествовать по галереям США, художник и фотограф Нэнси Барсон хочет продемонстрировать не много ни мало, а единство всего человечества. Точнее, представить свои аргументы в споре об этом единстве: "Когда я проводила предпроектные исследования, изучала и генетику. С удивлением я обнаружила, что "гена расы" не существует, и поняла, что это одно их самых важных понятий о генетике, которое необходимо усвоить. Ведь ДНК любых двух людей на 99,97% идентична. Мы все связаны, мы все схожи".
Иными словами, посмотрит, скажем, расист на себя в чернокожем виде и подумает, что Бог ты мой, ведь это же я, такой же я, только чёрный. Подумает так и расистом быть перестанет. О том, как это делается, если и догадались, то всё равно читайте ниже. А насколько эффективен такой способ очеловечивания? А мы не знаем.
| ||
Да, ещё её называют пионером цифрового фото, а разработанную ею компьютерную программу, которая и легла в основу Human Race Machine, считают не иначе, как революционной.
Как эта машина работает. Посетитель заходит в кабинку такую же, как в автоматах для моментальной фотографии.
Машина делает цифровой снимок его лица, а затем он, нажимая кнопки, может делать со своим фото всё, что угодно. Да-да, само собой, изображения моделирует компьютер.
Путём нехитрых манипуляций, наверняка схожих с работой всё того же Photoshop'а, можно замешать фото своего лица с фотографиями-заготовками, то есть привнести в свой драгоценный образ признаки другой этнической группы, состарить его лет на 20 или добавить уродства по вкусу. Ничего сверхъестественного, но так ведь и придумана машина была не вчера, а году так в 1980-м.
Во всяком случае, известно, что в 1981 году разработанной Барсон программой заинтересовались ФБР (FBI) и Национальный центр по розыску пропавших детей (National Center for Missing and Exploited Children). В то время, правда, никакой Human Race Machine не было, зато были Anomaly, Couples и Age-машины. Последнюю машину, которая может состарить фото фэбээровцы с искателями детей и купили: одни, чтобы искать состарившихся преступников, а другие повзрослевших мальчишек и девчонок. Детей в первый же год использования машины нашли четверых.
| ||
Перевести название можно и как "боеголовка" в изображении зашифровано общее количество боеголовок во всех национальных арсеналах, так и как "голова войны", лицо войны, "военоначальник" изображённое лицо это совокупность лиц Рональда Рейгана, Леонида Брежнева, Маргарет Тэтчер, Франсуа Миттерана и Дэн Сяопина.
Другой проект, названный "Человечество" ("Mankind") был завершён в 1985 году. Изображённое лицо имеет чётко выраженные азиатские черты, а всё потому, что Барсон смешала образы всех этнических групп Земли в пропорции, равной их реальной численности в мире в 85-м году.
Также среди работ Барсон вы встретите безмятежное умиротворённое лицо, созданное таким же, как и описанный выше, способом "если бы парни всей Земли". Это попытка создать образ универсальной святости (universal holiness), объединив лица Иисуса, Будды и пророка Мухаммеда.
"Парни, которые выглядят как Иисус" |
Несколько по-другому художница создала проект, который назван "Парни, которые выглядят, как Иисус" ("Guys Who Look Like Jesus"). Барсон дала объявление в газету Village Voice, пригласив на фотосессию всех, кто думает, что похож на Иисуса Христа.
К ней в студию пришли парни самых разных национальностей, а компилировать ничего не пришлось оказалось, достаточно повесить эти портреты в один ряд, чтобы посетители выставки, глядя на это разнообразие, почувствовали, насколько разнится представление об облике Христа в мыслях людей.
| ||
Её серия, которая названа "Он/Она" (HE/SHE) представляет собой портреты людей, пол которых по этому изображению определить невозможно.
Таким образом, получается своеобразная игра предположений, причём без ответа. В итоге ирония над общепринятыми представлениями о том, что характеризует пол человека.
Ещё художница много экспериментировала с образами целителей и даже изображением здоровья, воссоздавала детские фото Элвиса Пресли и Мэрилин Монро, а также не забывала поработать над собой, превращаясь в азиатку и негритянку.
| ||
Выходит, что "до того как" этих образов в машине не было. Интересно, почему?
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru