Огроменный воздушный корабль, готовый за несколько дней перебросить почти в любую точку мира 2-тысячную армию с военной техникой стал ближе к реальности. Пентагон заключил контракты с двумя подрядчиками, которые взялись за проработку концепции транспортного дирижабля-гиганта.
Речь идёт о проекте агентства DARPA под названием "Морж" (Walrus). С тех пор, как мы его расписали во всех известных на тот момент подробностях, прошёл 1 год ровно. Поэтому коротко напомним, в чём суть этой программы, тем более, что некоторые детали уточнены.
Военные нуждаются в воздушном судне (Walrus operational vehicle OV), способном за приемлемую цену перенести 500 тонн полезного груза (в том числе – 1,8 тысячи бойцов) на расстояние 22 тысячи километров менее чем за 7 суток. Бойцы должны участвовать в бою через 6 часов после высадки с судна.
Сам корабль задумывается как "трифибия"("tri-phibian"). Это означает, что судно должно одинаково комфортно чувствовать себя в воздухе, на земле и на воде.
Притом, что "Морж" должен вобрать в себя ряд экспериментальных технологических новинок и, быть может, сам стать отправной точкой для некоторых изобретений – он не имеет права требовать строительства специальной инфраструктуры и переделки уже существующей.
![]() |
![]() Это эскиз военного дирижабля от корпорации Aeros Aeronautical Systems, получившей $3-миллионый контракт от Пентагона (иллюстрация с сайта aerosml.com). |
Lockheed Martin выделено немногим меньше $3 миллионов, а мало кому известной корпорации Aeros Aeronautical Systems $3,3 миллиона.
![]() |
![]() SkyFreighter, как и положено "Моржу" приспособлен для посадки на воду (иллюстрация с сайта millenniumairship.com). |
Но это не означает одну лишь бумажную волокиту: в августе-сентябре 2006-го двое подрядчиков должны представить агентству готовые проекты вкупе с демонстраторами перспективных технологий (Advanced Technology Demonstration — ATD), то есть, выкатить какие-то прототипы воздушного судна, модели и макеты.
![]() |
![]() Фирма Millenium Airship тоже рада возить танки, но военные не проявляют интереса к её концепции (иллюстрация с сайта millenniumairship.com). |
Если же обе концепции покажутся специалистам агентства нежизнеспособными, программа "Морж" будет свёрнута к чёртовой матери (это, впрочем, может произойти и на любом последующем этапе).
Заметим, что корпорация Aeros в дирижаблестроении – не новичок, да и гиганту Lockheed Martin, одному из главных поставщиков Пентагона, в данной области опыта не занимать. Любопытно будет взглянуть на их "Моржей", если, конечно, нам их покажут.
![]() |
![]() Трудно поверить, что в воздухе будет летать такое. Но, как известно, нет ничего невозможного (иллюстрация с сайта millenniumairship.com). |
"На встрече в Пентагоне, организованной объединённым комитетом начальников штабов в апреле 2001 года, было выражено желание увидеть демонстрацию нашего прототипа SkyFreighter, сообщает фирма. Мы верим в этот воздушный корабль, в уникальные возможности, которые он предоставит нашим вооружённым силам. Свои предложения мы отправили DARPA по почте 30 марта".
И вот прошло четыре года, а от агентства, стало быть, ни ответа, ни привета. Но Millenium Airship не унывает и, всё же рассчитывая на военных, нацеливается на коммерческий сектор.
![]() |
![]() По замыслу DARPA, "Морж" не будет требовать ангара для хранения. Но компания Millenium Airship ангар всё-таки нарисовала (иллюстрация с сайта millenniumairship.com). |
Millenium Airship утверждает, что её SkyFreighter заполняет собой нишу между морскими судами (идут медленно, зато грузов больше) и самолётами (они быстрее, но ограничены в тоннаже и размере груза).
"Ожидается, что коммерческий проект судна опытного образца стартует в конце лета 2005", сообщила компания и с апреля затихла. Может, воспрянет ещё. Зря, что ли, картинки красивые рисовали и спецификации сочиняли? Да, у руководства стаж в авиации по 20-30 лет.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru