Полку космических роботов прибыло. Под земным пока небом робко перебирает лапами внушительного вида многоножка, возможности которой куда богаче, чем можно предположить на первый взгляд. Встречайте нового исследователя Луны!
На этой неделе NASA приступает к испытаниям ряда экспериментальных роботов и роверов в знаменитом аризонском кратере, а также в местечке Синдер-Лейк (Cinder Lake), отличающемся "лунным" ландшафтом.
Среди новинок — ровер "Атлет" (ATHLETE).
Или робот? Скорее, и то, и другое, так как он может выступать в качестве лунного грузовика, передвижной базы, топливозаправщика, геолога и бог знает чего ещё. Похоже, создатели не закончили составлять список возможных профессий этого аппарата. Кстати, данный проект ещё будет развиваться.
Нужно пояснить, что ATHLETE — это сокращение от All-Terrain, Hex-Legged Extra-Terrestrial Explorer, то есть "Внедорожный шестиногий внеземной исследователь". Подобное имя оригинальным не назовёшь — оно подошло бы многим экспериментальным машинам, создававшимся в разные годы в разных странах.
Но вот что действительно делает "Атлета" оригинальным, так это приличные размеры (мы не можем вспомнить действительно построенных космических роботов такого масштаба), а главное — его способность как катиться на колёсах, так и бегать, карабкаться с помощью ног. Благо каждая из них имеет шесть степеней свободы и поэтому может выступать в роли гибкого манипулятора.
На Синдер-Лейк испытания космической техники проводятся уже не один год (фото Johnson Space Center). |
Как видно на фото, шесть мощных ног аппарата заканчиваются колёсами, каждое из которых может поворачиваться в разные стороны и имеет свой силовой привод.
Однако, если более-менее ровная местность — как, скажем, в местах посадки кораблей Apollo, — сменится скалами и камнями, "Атлет" может зафиксировать колёса и начать двигаться как паук.
Робот с поперечником более 4 метров умеет разгоняться до 10 километров в час, преодолевать подъём в 50 градусов на скальном грунте и в 25 — на мягком песке. Также для него не станет препятствием вертикальный уступ высотой в метр с хвостиком.
А в будущем инженеры намерены добавить "Атлету" умение пользоваться альпинистским снаряжением: робот будет забираться на высокие вертикальные стены при помощи троса и якоря. Впрочем, целевые функции робота не менее интересны, чем его способности к передвижению.
Два состыкованных "Атлета" могут работать как большой ходячий грузовик (фото NASA/JPL-Caltech). |
Собственно, "Атлет" — это лишь универсальные ноги для других машин. Но ноги эти "умные". Помимо уже имеющейся способности к автономным вояжам, создатели машины намереваются позже добавить ей умение реагировать на голосовые команды и даже жесты.
Грузоподъёмность нового робота равна 450 килограммам (и это также рекорд для машин такого рода). Причём конструкция "Атлета" предусматривает возможность стыковки двух или более таких машин в гигантские самоходные платформы — если понадобится перевезти что-то более внушительное.
Легко представить, что на такую платформу можно водрузить и обитаемый домик, как, к примеру, задумано в интересном проекте исследовательского центра Эймса.
Роботы "Атлет" могут превращаться в самые разнообразные устройства. А во время транспортировки компактно складываться "пачками" (справа внизу). В центре показан вариант с манипулятором на конце которого робот-астронавт Robonaut (иллюстрации с сайта nobunaga.t.u-tokyo.ac.jp). |
Интересно, что свои достоинства робот проявит ещё на пути к Луне. При транспортировке "Атлет" убирает ноги внутрь корпуса-кольца, так что целая пачка таких роботов может быть сложена один на другой для компактного размещения в лунном посадочном аппарате.
Причём выбираться оттуда роботы смогут самостоятельно, так что "Атлету", кроме роли эдакого гигантского "ослика" для астронавтов, предстоит и важная задача — стать частью беспилотных, полностью роботизированных миссий.
В обоих случаях очень ценным окажется большой расчётный срок службы робота в условиях Луны — 10 лет. Надо полагать, за это время на смену "Атлетам" придут ещё более фантастические роботы.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru