Семь лет назад британский инженер Дамиан Харти (Damian Harty) глубоко задумался. В его мыслях было транспортное средство, обладающее габаритами и проворством мотоцикла, но лишённое мотоциклетных недостатков. Теперь можно взглянуть на то узкое, что Харти придумал.
Но вначале будет нелишним рассказать, кто же он такой. Дамиан Харти главный инженер и один из ведущих дизайнеров фирмы Prodrive это около 900 сотрудников, трудящихся на ниве авто и мотоспорта по всему миру.
Они работали с командой Subaru на мировом первенстве по авторалли, строили Ferrari 550 GTS, помогали Ford на гонках в Австралии, а Honda на "Формуле-1". Короче говоря, известная фирма с солидной репутацией.
И вот в мае 2004 года Харти вместе с коллегами из Prodrive предложил "радикальное решение" проблемы транспортировки индивидуумов в городских условиях. Шума в прессе эта презентация тогда не наделала, кое-какая информация дошла только сейчас.
Средство передвижения, названное Naro (судя по всему, от слова "narrow" узкое), если верить разработчикам, являет собой выигрышную "комбинацию быстроты и ловкости мотоцикла с комфортом, безопасностью и вместимостью городского автомобиля".
| ||
Узость нужна Naro понятно, для чего чтобы маневрировать в пробках.
А для большей устойчивости и гибкости он оснащён механизмом, позволяющим наклоняться на поворотах (что уже встречалось в других проектах).
Длина машинки 2,5 метра такая же, как у крошки Smart. Ширина 1 метр. А весит Naro меньше половины Smart всего-то 300 килограммов. С маленьким, но эффективным бензиновым или дизельным двигателем данное авто-мото, по идее, расходует 2,8 литра на 100 километров.
В перспективе возможна установка двигателя нового поколения, и тогда Naro будет питаться водородом, благодаря топливным элементам.
"В обществе есть большой интерес к узким транспортным средствам из-за всё усугубляющейся проблемы пробок на городских магистралях, объясняет Харти, давая понять, что Naro не единственный в своём "узком" роде (так и есть). Однако в прошлом, чтобы достигнуть стабильности, инженеры усаживали водителя слишком низко, из-за чего были ужасный обзор и ощущение уязвимости".
Несмотря на 7 лет развития, концепция Naro по-прежнему выглядит какой-то сырой (иллюстрация с сайта gizmo.com.au). |
Вместе с тем, автор уверен, что в техническом отношении никакого риска нет: "Сама концепция является инновационной, но все технологии уже существуют и применяются в нынешних транспортных средствах.
Очень важно, что мы не полагаемся на волшебство или какие-то устройства и механизмы, которых никто в глаза не видел. Да, часть технологий появилась буквально только что, но эти новинки можно увидеть, к примеру, у BMW".
Немного найдётся желающих согласиться, что это и есть городской автомобиль будущего (иллюстрация с сайта prodrive.com). |
Но на пути машинки, как водится, имеется целый ряд препятствий. Одно из них пресловутый человеческий фактор. Управление незнакомого массовому потребителю аппаратом должно быть интуитивным, но как этого добиться?
Каковы должны быть системы управления и контроля? Должны ли люди обучаться на тренажёрах? Но это ещё решаемо.
| ||
А техническое превосходство не даёт никаких гарантий. Классический пример, со слов Харти, война видеоформатов VHS и Betamax: "У последнего качество было намного выше, но рынок завоевал VHS".
С целью развития проекта и выхода на рынок Prodrive основала "Узкую автомобильную компанию" (Narrow Car Company), в которой Харти не занимает никакой формальной должности. Однако это не мешает инженеру говорить: "Naro это моё детище, и да, я крепко связан с ним".
Деньгами на разработку прототипа фирма уже обеспечена, есть предложения по дальнейшему финансированию вперёд, к серийному производству.
Основная надежда на востребованность концепции в Европе, так как Азия чрезмерно насыщена двухколёсным транспортом, а в США имеется достаточно места, поэтому от серьёзных пробок страдает небольшое количество городов.
Несколько компаний, по неподтверждённым данным, проявляют интерес, причём не все они производят автомобили.
Будущее Naro, тем не менее, туманно, как берега родного для неё Альбиона. Наверное, поэтому о предполагаемой цене никто и не заикается. Но всё же остаются шансы на появление Naro (в том или ином виде) к концу нынешнего десятилетия.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru