Два папы Карло сделали Буратино. После они долго возились со своим деревянным дитём. Оно постепенно "взрослело", и о нём узнавали всё больше. А однажды "чудо-ребёнок" даже отправился по миру — на гастроли. История, в общих чертах, повторяется.
Но — с технологическим уклоном.
Джил Вайнберг (Gil Weinberg), профессор музыкальных технологий из Технологического института Джорджии, (Georgia Institute of Technology) за компанию со своим аспирантом Скоттом Дрисколлом (Scott Driscoll) сделали Haile — музыкального робота.
В наши дни словосочетание "музыкальный робот" вряд ли кого сильно впечатлит, а читателей "Мембраны" и подавно: вы, конечно, знаете, что робот в оркестре может быть кем угодно — от трубача до дирижёра. Зачем же тогда ещё одно такое устройство?
Haile и Дрисколл погружены в творческий процесс (фото с сайта gatech.edu). |
Другое дело! Хоть какая-то интрига. Действие робота оказывается, действительно интересны и непонятны, а главное — его работа похожа на какое-то странное соревнование, ведь он часто "выходит на дело" не один.
Для извлечения звука Haile нужна лишь такая палочка. И, разумеется, барабан (фото с сайта gatech.edu). |
Робот умеет играть только на барабане и воспроизводит только ритм, остальное его мало интересует.
Впрочем, Вайнберг решил, что жизнь роботу надо усложнить, и вместе с Дрисколлом они снабдили Haile двумя уровнями — если так можно сказать — понимания музыки.
Haile и Вайнберг: кто кого перебарабанит? (фото с сайта gatech.edu). |
Более высокий уровень — это не что иное, как способность различать ритмы. Кстати, такое умение позволяет Haile даже разбирать, насколько хаотичен или стабилен ритм, и воспроизводить его максимально правильно — даже если музыкант-напарник играет не слишком равномерно и точно.
| ||
Хитер Эллиотт-Фамуларо (Heather Elliott-Famularo), одна из организаторов выставки SIGGRAPH 2006 (там показывали уже знакомые вам искусственный глаз, суперкомп на плате и ещё много чего интересного), где выступал Haile, рассказывая о его умениях, упоминает об одной его очень интересной способности.
Так, в определённом режиме робот может не только копировать или воспроизводить "исправленный" ритм, но и даже делать аранжировки услышанных звуков, самостоятельно создавая новую звуковую картину. Прямо-таки, мечта ди-джея.
Что же касается внешности, то надо сказать, что робот выглядит очень необычно — его корпус сделан из полированной фанеры. Это Эллиотт-Фамуларо тоже выделяет как важную черту Haile, утверждая, что робот смотрится "визуально красиво". Что ж, насчёт "красиво" можно и поспорить — с внешностью, напоминающей Чужого из известного одноимённого фильма, у всех могут быть связаны самые различные ассоциации.
Но, как рассказывают, это куда лучше, чем первая версия — тогда у Haile вообще была лишь рука, и это было единственное, чем он напоминал робота.
| ||
Но в центре внимания эта троица — Вайнберг, Дрисколл и робот — не всегда. В последнее время Haile, подобно Буратино (который, как рассказывают очевидцы, тоже был из дерева), почувствовал свою самостоятельность. У него (у робота, в смысле) недавно прошёл мировой тур по крупным городам в Израиле, Германии, Франции и США, а видеозаписи с его концертов расходятся по Интернету.
Haile — неоконченный проект: Вайнберг с Дрисколлом постоянном модифицируют и улучшают его перед каждым представлением.
Размышляя о Haile, Вайнберг говорит, что, работая с ним, занятно понаблюдать за отношениями человека и машины. "Но ещё было бы интереснее посмотреть, как играют два таких робота, вдохновляя друг друга", — добавляет профессор.
Правда, "папы Карло" пока не думали устраивать такое шоу с дуэтом. Но если решатся — тогда, дорогие поп-звёзды, готовьтесь к серьёзной конкуренции.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru