8 июня 1959 года с подводной лодки U.S.S. Barbero была запущена управляемая крылатая ракета. Её ядерная боеголовка была заменена контейнером с тремя тысячами писем. Так, говорят, началась и даже закончилась история "ракетной почты".
Вы думаете, история с письмами в ракете розыгрыш?
Как бы не так: данный факт стал одним из самых значимых событий в истории U.S. Postal Service за период с 1775-го по 1993 годы. С него и начнём.
Ракета типа Regulus, выпущенная в 9:30 утра с субмарины Barbero (SSG-317), летела 22 минуты на высоте 10 тысяч метров со скоростью более 350 км/сек (те, кто читает статью не 1 апреля, могут определить высоту и скорость самостоятельно прим. ред.).
Письма в ракете простыми не назовёшь: они были адресованы правительственным должностным лицам, главам почтовых служб 99 стран-членов Universal Postal Union, самому президенту США Эйзенхауэру (Dwight D. Eisenhower) и другим "шишкам".
Ракету Regulus демонстрирует на параде другая подлодка USS Grayback (SSG 574). А лодка Barbero была затоплена 1 июля 1964 года американской же субмариной USS Greenfish (SS-351) в виду негодности на большее, её использовали в качестве мишени на учениях. |
Долетела она до военно-морской базы во Флориде (Naval Auxiliary Air Station in Mayport) и приземлилась, как ни странно, благополучно, без разрушений и жертв. Там письма были переданы сотрудникам местного почтового отделения.
| ||
Тогдашний руководитель почтового ведомства Артур Саммерфилд (Arthur E. Summerfield) назвал эксперимент успешным и сказал по поводу ракетной почты следующее:
"Прежде, чем человек достигнет Луны, почта из Нью-Йорка в Калифорнию, Англию, Индию или Австралию будет доставляться управляемыми ракетами за считанные часы".
Ещё он заявил, что "мы стоим на пороге ракетной почты", а также, что "факт использования ракеты для достижения мирной, важной и практической цели доставки почты имеет историческое значение для народов всего мира".
Ничего не скажешь, интересная вышла штука "Missile Mail" мирная военная технология. Сегодня же почтовая служба Америки объясняет рождение, вроде бы, достаточно абсурдной идеи следующим образом:
| ||
Способы, ставшие нынче банальными железные дороги, автомобили и самолёты были подхвачены почтальонами в радикальном состоянии, свойственному моменту рождения. Тогда их считали модными, неосуществимыми хитроумными изобретениями и тому подобным".
В общем, этот эксперимент с почтовой ракетой "иллюстрирует дух новаторства руководства почтовой службы", хотя, в данном случае история и доказала обратное.
Кстати, U.S. Postal Service не упустил шанса нагреть руки на "Missile Mail", хотя запусков больше не производилось. Почтовики выпустили конверты и 4-центовые марки, за которые и сегодня филателисты готовы выложить кучу денег.
На одних марках нарисован исторический перелёт, на других место приземления. Да, и сами письма, доставленные ракетой, стали раритетом и демонстрируются на выставках. Вот, казалось бы, и вся история "ракетной почты". Но ведь это не так.
Конверт одного из 3 тысяч писем, летавших на американской ракете. Адресат неразборчиво. |
Энтузиаст Пол Роулс (Paul A. Roales) с сентября 1997 года искал повсюду информацию о почтовых ракетах, а всё, что сумел собрать до 2000 года, выложил на специальной страничке.
| ||
Само собой, идея не могла реализоваться до того, как был достигнут прогресс в ракетостроении. В первый раз полёт "Rocket Mail" был, по информации энтузиаста, осуществлён 2 февраля 1931 года, когда 102 конверта и карты были запущены Фридрихом Шмидлем (Friedrich Schmiedl) в Австрии.
Первый американский рейс почтовой ракеты был произведён 1 июля 1931 года в штате Огайо. В некоторых справочниках называется более ранняя дата 5 мая 1904 года: тогда, якобы, ракета стартовала с воздушного шара Ченси Фелпса (Chancy C. Phelps), но уверенности в этом нет.
В 1930-х многие страны запускали почтовые ракеты. А 2 июля 1936 года был произведён первый международный перелёт почтовой ракеты из США в Мексику. И так далее.
| ||
А что же до объяснений факта, что история "ракетной почты" берёт своё начало с 8 июня 1959 года, а не на 100 лет раньше, то, думается, они примерно такие: с подлодки Barbero был совершён первый официальный запуск.
И не "Rocket Mail", а "Missile Mail". Причём и тот и другой термины нередко используют, говоря о доставке писем в космос, а это другая совсем песня.
И потом, вспомним слова бывшего главного почтальона Америки про "историческое значение для народов всего мира" всем известно о стремлении американцев переписать историю под себя. Их нынешняя "ракетная почта" говорит об этом весьма красноречиво.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru