Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Соискатели X PRIZE: реактивный лифт примеряет юбку

 

Соискатели X PRIZE: реактивный лифт примеряет юбку

 

 

Группы, строящие первые в мире частные космические аппараты, разделились на приверженцев традиционных ракетных технологий (вертикальный взлёт с пусковой площадки) и сторонников космопланов, стартующих самостоятельно или с самолётов. Возвращение — либо на парашюте, либо на крыльях. А вот команда из Мэриленда прилаживает на ракету подобие юбки.

Американская компания TGV Rockets — одна из 26 команд, борющихся за так называемый X PRIZE.

Напомним, задача претендентов на приз в $10 миллионов — построить частную ракету или космоплан.

загрузка...

 

 

Этот аппарат должен поднять трёх человек по суборбитальной траектории на высоту не менее 100 километров. При этом команда должна выполнить повторный рейс на том же аппарате не позднее, чем через две недели.

Большинство команд суборбитальную траекторию понимают буквально — как огромную параболу. Способы достижения цели предложены самые разные.

Тут и воздушный старт крылатого челнока с борта самолёта, и запуск реактивной капсулы с воздушного шара и классический горизонтальный взлёт космоплана с обычной аэродоромной полосы.

Немало претендентов на приз спроектировали классическую ракету, которая должна возвращаться из небесных далей на парашюте.

Минимальная инфраструктура, как надеются авторы ракеты, будет козырем в борьбе за X PRIZE (иллюстрация с сайта tgv-rockets.com).

Минимальная инфраструктура, как надеются авторы ракеты, будет козырем в борьбе за X PRIZE (иллюстрация с сайта tgv-rockets.com).

Из этого ряда выпадает машина Michelle-B от TGV Rockets. Во-первых, инженеры задумали строго вертикальный полёт и спуск точно в точку старта. Во-вторых, на этом аппарате не будет ни парашюта, ни крыльев.

Michelle-B — это полностью многоразовая ракета: кроме топлива, расходных материалов или компонентов нет совсем.

Она невелика — всего 11,4 метра высотой и 2,4 метра в диаметре. Сухой вес — восемь тонн. Заправленная же машина весит 27,8 тонны, в том числе одну тонну составляет полезный груз.

Как уверяют в компании, параметры ракеты специально подобраны так, чтобы её можно было бы отправить практически в любую точку мира при помощи обычных воздушных, наземных и морских видов транспорта.

Вторая идея фикс инженеров TGV Rockets — максимальное упрощение эксплуатации.

Michelle-B не требует каких-либо наземных средств управления траекторией, систем навигации, связи или телеметрии.

\'Авторы

Авторы машины готовы раскрасить её в цвета спонсоров, но пока могут похвастать лишь собственными "фантазиями на тему" (иллюстрация с сайта tgv-rockets.com).

Всё необходимое есть на самой ракете. Потому она может стартовать практически с пустого поля. На земле же нужны минимальные средства — главным образом заправочное оборудование. Кстати, двигатели ракеты работают на керосине и жидком кислороде.

При этом на машине установлен минимум электроники — основное управление ляжет на плечи пилота. Это сделано не только ради безопасности (в компании считают, что люди лучше реагируют на нештатные ситуации), но в основном ради снижения стоимости аппарата.

В течение всего вертикального полёта вверх и вниз курс будут корректировать с учётом ветра. Так что ракета должна вернуться точно в точку старта. А это значит, что та же наземная команда, с тем же оборудованием, сможет быстро подготовить Michelle-B к повторному полёту.

Это опять-таки снижает расходы. Но что ещё важнее — повышает шанс компании на победу в X PRIZE. "Повторный полёт через две недели говорите? — улыбаются в TGV Rockets. — Да нам нужно лишь несколько часов, чтобы заправить ракету и проверить её системы. И снова возможен старт!"

Складной волан или юбка — главное отличие Michelle-B от аппаратов конкурентов (иллюстрация с сайта tgv-rockets.com).

Складной волан или юбка — главное отличие Michelle-B от аппаратов конкурентов (иллюстрация с сайта tgv-rockets.com).

Итак, ракета взлетает вертикально. Полторы минуты занимает разгон до скорости примерно 1,1 километр в секунду. Заметим, перегрузки (и при разгоне, и при торможении) не превысят 5 g.

Затем аппарат продолжит подъём по инерции и к 200-й секунде полёта достигнет максимума высоты — 104 километра.

Теперь скорость — ноль по всем направлениям. Из иллюминаторов открыт потрясающий вид. Машина начинает медленно проваливаться к земле. Не зря же авторы ракеты сравнивают её с лифтом. Лифтом, у которого не оборвался трос, а троса просто нет.

\'Кабина

Кабина "небесного лифта" будет обставлена по-спартански (иллюстрация с сайта tgv-rockets.com).
На высоте примерно 30 километров скорость падения достигнет почти одного километра в секунду.

Общее время невесомости составит к этому моменту примерно три минуты.

И тут-то вокруг корпуса ракеты раскрывается нечто вроде перевёрнутого зонта, юбки или волана — как вам больше нравится.

Аэродинамический тормоз должен постепенно снизить скорость падения до 50 метров в секунду.

На высоте от 3 до 1,6 километра пилот включит маршевые ракетные двигатели. Те же самые, на которых аппарат взлетал. Двигатели позволяют дозировать тягу в широком диапазоне и нормально работают при падении машины на хвост.

Именно реактивная струя окончательно замедлит аппарат, и он мягко опустится на свои "ноги".

"Наш простой мини-фургон сделает для космоса то, что PC сделал для вычислений", — полагают в TGV Rockets. Даже если они проиграют этот забег — окажутся вторыми или десятыми — всё равно будут правы. Дело же, право, не в призовых миллионах.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Соискатели X PRIZE: реактивный лифт примеряет юбку":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Соискатели X PRIZE: канадский Огонь будет заряжен мячом Бэкхема

Когда все уже смирились с очевидным исходом, напряжённость гонки за космическим призом возросла. Команда da Vinci Project выкатила на публику свою полностью готовую ракету и объявила, что сохраняет все шансы обогнать признанного лидера соревнования — космоплан SpaceShipOne. 5 августа 2004 года в Торонто состоялась презентация канадской суборбитальной ракеты "Дикий огонь" (Wild Fire), как и положено по условиям соревнования Ansari X PRIZE, спроектированной и построенной ...

» Научные исследования - 1574 - читать


Соискатели X PRIZE: SpaceShipOne сделал это

Частный аппарат демонстрирует, что способен доставить коммерческих пассажиров в космос. Очередное достижение американского ракетоплана прокладывает дорогу более удивительным предприятиям. Американские миллионеры делятся новыми планами по развитию космического туризма.

» Научные исследования - 1598 - читать


Соискатели X PRIZE: джентльмены строго придерживаются традиций

Официальный сайт первого в мире соревнования частных космических аппаратов — Ansari X PRIZE — провёл голосование среди читателей — на какую команду они бы поставили? Победитель может определиться в ближайшие недели, так что пора вспомнить о наиболее реальных претендентах.

» Открытия и изобретения - 1525 - читать


Соискатели X PRIZE: израильтяне строят космический воздушный шар

Идёт время, уже не так много его осталось до завершения розыгрыша Х PRIZE, а конкурсанты всё только примеряются к стокилометровой высоте. Притом, что в состязании участвуют более 20 команд, событий до обидного мало. Разве что вот недавно проявился новый участник — из Израиля.

» Открытия и изобретения - 2100 - читать


Соискатели X PRIZE: летающую тарелку для туристов не пускают в космос

Создателям американского фонда X PRIZE впервые пришлось отказать одному из строителей космического корабля для туристов. Венгерская команда не может участвовать в борьбе за $10 миллионов, поскольку, полагаясь на антигравитацию, собирается строить летающую тарелку. Как мы уже рассказывали, приз достанется тому, кто первый построит трёхместный корабль (1 пилот, 2 пассажира), поднимется на высоту 100 км и вернётся на Землю, повторив полёт в течение двух недель.

» Открытия и изобретения - 2081 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Соискатели X PRIZE: реактивный лифт примеряет юбку

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru