При первом взгляде на этот уродливый аэробус с квадратным подбородком ни за что не скажешь, что перед нами один из невидимок Stealth. Тем не менее, так и есть. Программа, обошедшаяся США в $165 миллионов была закрыта, но рассказать о ней мы решили не ради злорадства.
Сами американцы до сих пор говорят, что он был самым странным самолётом, который им приходилось когда-либо видеть – угловатый летающий кит, не иначе. Но экзотическая машина на поверку оказалась молодцом, прямой противоположностью своей не слишком-то внушительной внешности.
В общем, в 1978 году американские ВВС, агентство передовых исследований Пентагона (DARPA) и корпорация Northrop на 7 лет объединили усилия в рамках секретной программы Tacit Blue Technology Demonstration Program. Кстати, один из вариантов перевода слова "tacit" "не выраженный словами", то есть вот какая это была тайна.
Общие сведения об экзотическом самолёте были обнародованы только 22 мая 1996 года, когда машина стала частью постоянно действующей экспозиции музея ВВС Соединенных Штатов в Огайо (USAF Museum).
У самолёта Tacit Blue был весьма выразительный нос (фото aerofiles.com). |
При этом многие из технологий "кита-невидимки", вошедшие в конструкторские особенности последующих моделей Stealth (B-2 "Spirit", "TR-3A Black Manta" и других), по сей день являются государственной тайной.
Кстати, единственный опытный образец самолёта, стоящий на выставке вот он. Действительно, у него даже не было дублёра – только резервный корпус. Видимо, от музейного экспоната кроме корпуса ничего и не осталось – выпотрошили, конечно.
Сегодня можно сказать, что в рассчитанный на одного пилота "Молчаливо-синий" самолёт вложили все передовые на тот момент технологии, предполагая, что этот невидимый для радаров Stealth мог бы использоваться для непрерывного наблюдения с небольших высот, чтобы в реальном времени перехватывать и поставлять информацию с поля боя.
Похоже на сине-белую окраску, но это просто тени (фото blackvault.com). |
Однако этот самолёт брать на вооружение никто не собирался он был лишь демонстратором и испытательной платформой для оценки появляющихся технологических хитростей.
Нет смысла перечислять здесь все названия систем и аббревиатуры, а их более десятка, рождённые военными за период с 1978-го по 1985-й и опробованные на Tacit Blue. К примеру, в их числе SLAR (multi-mode-side-looking radar – многофункциональный радар), LPI (low probability of intercept низкая вероятность перехвата), ELINT (Electronic Intelligence) и тому подобное. Вооружения не было.
| ||
Свой первый полёт он совершил в феврале 1982 года, а впоследствии в течение трёх лет под управлением шести пилотов осуществил ещё 135 рейсов, иногда летая 3-4 раза в неделю, а иной раз и по нескольку раз в день.
По размерам Tacit Blue был более 16,5 метров в длину и 3,2 метра в высоту. Весил он 13,5 тонн, а размах крыла составлял 13 метров. Обычная для "Молчаливо-синего" скорость – 461 км/час. "Потолок" по высоте – 9,14 км.
Единственное воздухозаборное отверстие располагалось на вершине фюзеляжа, обеспечивая два турбовентиляторных двигателя Garrett ATF3-6. Эта "дыра", также призванная не выдавать машину вражеским радарам, заметно добавляла чудаковатости крестообразному самолёту и усиливала сходство с китом.
Но думается, придираться к дизайну всё-таки ни к чему. Конечно, в военной технике внешний вид не последнее дело, в особенности, когда имеет смысл устрашение противника и, как говорится, психологическая атака. Тут, похоже, как раз такой случай: Tacit Blue вводит противника в исступление. Шутка.
Вид сзади открывается вполне изящный (фото pocketprotectors.com). |
Если серьёзно, здесь же – самолёт-невидимка по определению, он сам наблюдал. Так что перед нами ни что иное, как талантливый уродец, и американские налогоплательщики не жалеют вложенных в него полутора миллионов. Можно сказать, окупился.
Когда же военных спросили, почему они отказываются от такой успешной и дорогущей машины, те дали понять, что прогресс на месте не стоит, а Tacit Blue просто-напросто устарел. Правда, передал свои способности по наследству. Единственное, что "кит" унёс с собой в "могилу" – это внешний вид. Что ж, туда ему, стало быть, и дорога.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru