Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Ускоритель катеров разрезает спокойную воду винтом

 

Ускоритель катеров разрезает спокойную воду винтом

 

 

"Новая система создания тяги изменит мир катеров и яхт навсегда", – утверждают шведские инженеры. Возможно, их заявление излишне претенциозно. Но, по данным испытаний, новый тип привода улучшает все ходовые характеристики судна.

О каких, кстати, судах речь? О среднеразмерных катерах и моторных яхтах, для которых принято внутреннее расположение двигателя (а не навесной двигатель, как правило, используемый на катерах меньшего размера).

загрузка...

 

 

Называется новый привод Inboard Performance System (IPS), что можно перевести, как "Бортовая система привода" или "Бортовая система эффективности".

По смыслу второе подходит даже лучше, так как главное, над чем думали авторы идеи, это повышение КПД системы "мотор-винт-лодка".

Представила эту новинку компания Volvo Penta, специализирующаяся на судовых двигателях, винтах и прочем подобном оборудовании.

В IPS два соосных тянущих (а не толкающих, как у всех других) винта размещаются прямо под двигателем и приводятся через систему валов, спрятанных в обтекаемой "ножке", по форме, скорее даже – в лезвии, рассекающем воду.

Система IPS во всей красе. Лодка движется вправо. Хорошо видно, как выхлоп от двигателя подводится прямо в систему привода (иллюстрация с сайта ips.volvo.com).

Система IPS во всей красе. Лодка движется вправо. Хорошо видно, как выхлоп от двигателя подводится прямо в систему привода (иллюстрация с сайта ips.volvo.com).

Традиционный, самый популярный вариант привода таких судов конструктивно похож на систему привода крупных кораблей: длинный наклонный вал проходит прямо от двигателя (установленного в трюме судна) к винту. Позади винта размещается руль. Водомёты мы сейчас не рассматриваем.

Здесь же — сплошная экзотика. Два упомянутых винта вращаются в противоположных направлениях. Всё устройство поворачивается вокруг вертикальной оси, для изменения направления тяги. Наконец, сама колонка, поддерживающая винты, заканчивается раструбом выхлопа двигателя.

И ради чего такие сложности? Самое главное — винты врезаются в ровную спокойную воду, ведь они "идут" первыми, а лишь потом "тянется" вся "начинка", связывающая их с двигателем и, собственно, судном. А это повышает КПД винтов.

В традиционной схеме наклонный вал и его опоры создают турбулентные потоки, ухудшающие условия работы винта, который, кстати, ещё и вращается не строго в вертикальной плоскости, а под небольшим углом.

Да и после винтов поток ведёт себя спокойнее – сказывается взаимодействие вращающихся в противоположных направлениях лезвий.

Сравнение потоков воды в традиционной и новой схеме привода (иллюстрация с сайта ips.volvo.com).

Сравнение потоков воды в традиционной и новой схеме привода (иллюстрация с сайта ips.volvo.com).

Далее — поворот винтов при сохранении внутреннего расположения двигателя (мы не говорим о катерах с навесными лодочными моторами) — придаёт судну с IPS невиданную прежде манёвренность.

При этом компания разработала (впервые в мире моторных лодок) электронное управление рулём (в нашем случае – поворотом всей системы тяги) с прогрессивным изменением чувствительности в зависимости от скорости.

Для облегчения маневрирования у пристани на малых скоростях небольшой поворот штурвала будет вызывать резкий поворот лодки. А вот на высокой скорости рулевое управление лодки, оборудованной IPS, будет "тупеть", облегчая удержание судна на прямых и обеспечивая намного более точное управление.

Место, которое экономится, при создании катера по новой системе (иллюстрация с сайта ips.volvo.com).

Место, которое экономится, при создании катера по новой системе (иллюстрация с сайта ips.volvo.com).

Экзотический выхлоп двигателя (из "ноги", удерживающей винты — в водяной поток, разгоняемый винтами) — это не только дань гидродинамике, но и способ существенно снизить шум от установки, а также облегчить дыхание пассажиров.

Ведь в традиционных системах привода выхлоп часто производится не в воду, а в воздух, при этом разрежение, образующееся за быстро движущимся катером, засасывает выхлопные газы на заднюю часть палубы.

IPS подходит и для двухдвигательных судов. В этом случае ставятся две раздельные системы (иллюстрация с сайта ips.volvo.com).

IPS подходит и для двухдвигательных судов. В этом случае ставятся две раздельные системы (иллюстрация с сайта ips.volvo.com).

В результате всех этих новшеств, по сравнению с аналогичным катером с тем же двигателем, но с традиционным винтом, судно с IPS сможет развивать на 20% большую максимальную скорость, на 15% интенсивнее разгоняться, на некой постоянной скорости – экономить 30% топлива, наконец, уровень шума и вибрации будет снижен на 50%.

Ко всему этому нужно добавить экономию внутреннего пространства в катере или моторной яхте. IPS позволяет конструкторам судна существенно сместить двигатель назад.

Первоначально компания будет поставлять судостроителям две версии своего привода — IPS 400 и IPS 500, которые базируются на собственных же дизельных судовых двигателях D6-310 и D6-370, оптимальных для катеров и моторных яхт длиной от 10 до 15 метров.

Интересно, что представители нескольких компаний, производящих катера и яхты, принимали участие и в разработке системы и в испытаниях её первых прототипов. Потому можно смело ожидать, что серийные суда с приводом IPS не заставят себя долго ждать.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Ускоритель катеров разрезает спокойную воду винтом":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Chevrolet Tahoe: По улицам слона водили

В тесте участвуют автомобили: Chevrolet Tahoe Нынешнее поколение "Шевроле-Тахо" выпускается с 2000 года. Пятидверный вседорожник на базе пикапа "Шевроле-Сильверадо" продается в США год.

» Американскии автомобили - 2863 - читать


Nissan Micra в мегаполисе — что рыба в воде

Погода нынешним летом в Москве, знаете ли, с сюрпризами. Вот и в день теста Micra с АКПП, добравшейся, наконец, до российской столицы, сверху лило, как из ведра. И потому машинка напоминала ярко-синюю экзотическую рыбку, ловко маневрирующую в плотном потоке, будто между кораллов.

» Японские автомобили - 2368 - читать


Skoda Superb: Сухопутный катер из Чехии

В тесте участвуют автомобили: Skoda Superb Посмотреть другие фото (10) Автомобили марки Skoda в Европе знают с конца двадцатых годов прошлого века – именно тогда сталелитейный завод в Чехословакии переориентировался на выпуск легковых транспортных средств. За время своего существования Skoda выпускала довольно много моделей авто, за некоторыми из которых, например такими как Felicia, закрепился имидж простых и недорогих «рабочих лошадок».

» Немецкие автомобили - 2181 - читать


Honda Accord: Вода и камень, лед и пламень

В тесте участвуют автомобили: Honda Accord Удачный симбиоз многих, в привычном понимании несовместимых, качеств делает этот универсал действительно выдающимся автомобилем. Совершенство, говорят на Востоке, есть сочетание несовместимого.

» Немецкие автомобили - 2162 - читать


Двигатель на масле и... воде!?

Инженер из Северной Дакоты Карнеги Меллон продемонстрировал свое новое изобретение – двигатель, работающий на соевом масле. Правда, это еще только экспериментальная разработка, которая сделана в единственном экземпляре. Но Карнеги Меллон не прав, когда утверждает, что он первый создал двигатель, работающий на масле.

» Разное - 3807 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Ускоритель катеров разрезает спокойную воду винтом

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru