В фантастических фильмах и мультиках "про будущее" людей нередко транспортируют по трубам, как пневмопочту. Между тем, это будущее наступило: лифт, работающий на сходном принципе, уже несколько лет производится серийно.
Американские инженеры предлагают всем желающим опробовать прозрачный "пузырь", который может поднимать и опускать пассажиров без каких-либо тросов, шкивов или гидравлических цилиндров.
Компания Daytona Elevator из Флориды специализируется на небольших лифтах для коттеджей, а также – на системах подъёма инвалидных кресел. Вакуумный лифт (Vacuum Elevator) – самый любопытный её продукт.
Система эта предназначена для монтажа в небольших домах и может иметь разную длину, а также либо два пункта остановки (верхний и нижний этажи), либо три – с выходом на "промежуточной станции".
Основа системы – круглая прозрачная шахта из поликарбоната с внешним диаметром 94 сантиметра. В ней ходит кабина-поршень.
Точнее, поршень, плотно прилегающий к стеклу шахты – это потолок кабины, изготовленной, в основном, из алюминиевого сплава.
Двери в шахте закрываются герметично, а сама кабина вентилируется снизу.
Шахта лифта может быть прозрачной… (фото с сайта daytonaelevator.com). |
Если нужно ехать вниз, клапан наверху шахты понемногу впускает воздух в зону разрежения, плавно регулируя скорость спуска. Как видим, спуск вообще не требует энергии.
Скорость движения составляет 9,14 метра в минуту, а грузоподъёмность – 204 килограмма (в кабине могут потесниться двое).
…Или затемнённой (фото с сайта daytonaelevator.com). |
Во время входа и выхода кабину фиксируют дополнительные механические стопоры.
Главное преимущество такого лифта – минимальная переделка дома, где его хотят установить.
Не нужно ни рыть яму под шахтой, ни устраивать специального двигательного отделения на чердаке. Необходимо лишь проделать круглое отверстие в полу. А в иных случаях размещения (как на этих снимках) – не требуется и этого.
| ||
А ещё – установка вакуумного лифта занимает считанные часы.
Надёжность лифта также – на высоте. В нём невозможно застрять между этажами или упасть вниз.
Дело в том, что простой датчик обнаруживает разгерметизацию верхней части шахты (если такое маловероятное событие случится, так как электромагнитные замки следят за запиранием дверей) и задействует тормоз, смонтированный на крыше кабины.
А если просто кончится электричество, клапан наверху автоматически закроется и кабина медленно-медленно сползёт вниз, по мере того, как воздух будет просачиваться в верхнюю зону.
Таким образом этот лифт находится на "бюджетном" конце мировой линейки лифтов и, в некотором роде, является полной противоположностью современным высокоскоростным лифтам, которые контролируют давление в кабине и даже обладают встроенным блоком интуиции, предугадывающим вызовы на этажах.
Вероятно, единственным заметным недостатком этой конструкции можно назвать довольно приличный звук 87 децибел, что сравнимо с весьма шумным пылесосом.
Но, видимо, это не главное, так как около 300 таких лифтов катают сейчас своих владельцев в разных странах мира.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru