В 1947 году США испугались, что русские, двинувшись в Западную Европу, не дадут союзником пользоваться аэродромами. Срочно нужен был самолёт с вертикальными взлётом и посадкой (Vertical Takeoff and Landing VTOL). И американские ВМФ и ВВС, опираясь на результаты немецких исследований, начали работу над проектом "Колибри" (Hummingbird).
В своих изысканиях в области VTOL американцы действительно мысленно отталкивались от проекта летательного аппарата, запатентованного в 1939 году профессором Генрихом Фоке (Heinrich Focke), создателем самолётов Focke-Wulf. Мы о нём немного писали в статье про фашистские "тарелки", однако напомним, что это было.
Focke-Wulf VTOL был задуман по известному ныне принципу "винт в кольце". Точнее, в центре самолёта с неназванным турбореактивным двигателем должно было быть два огромных пропеллера, вращавшихся в противоположных направлениях. Хотя профессор, по некоторым сведениям, работал и после войны, дальше деревянной модели для туннельных испытаний дело не пошло.
Что же касается США, то в 1950 году они получают два предложения по проекту "вертикального" самолёта от компаний Lockheed и Convair. Самое интересное, что ни один из разработчиков не пошёл по стопам Генриха Фоке. Можно сказать, что в первых проектах по-американски VTOL было воспринято как-то чрезвычайно буквально.
Такой вариант вертикального взлёта предлагал профессор Генриха Фоке (иллюстрация luft46.com). |
Так или иначе, но обе компании подписали с военными контракт и в середине 1951 года предоставили опытные образцы. Машина Lockheed поначалу называлась XFO-1 (Model 081-40-01). Образцы, их было два, носили номера 138657 и 138658. Позднее Lockheed поменял обозначение на XFV-1 Salmon ("Лосось"). Самолёт Convair звался просто XFY-1 Pogo.
Подробно расскажем о детище Lockheed, поскольку о нём и информации больше, и разработка Convair от него практически ничем не отличается. В общем, "Лососем" его назвали в честь руководителя группы инженеров, лётчика-испытателя Германа Салмона (Herman Salmon), у которого тоже было прозвище "Fish" ("Рыба").
| ||
Состоящий из пары соединённых турбин T38, двигатель Allison YT40-A-6 мощностью 5850 лошадиных сил "заводил" пару трёхлопастных пропеллеров диаметром 4,88 метра каждый. Предполагалось, что, оторвавшись от земли, "Лосось" примет в воздухе обычное горизонтальное положение, а по возвращению опять перевернётся и сядет вертикально на хвост.
Согласно рассчётам, максимальная скорость "Лосося" должна была быть 933 км/час, а круизная 659 км/час. Вес: 5260 кг пустой, 7348 загруженный. Размах крыла 9,4 метра. На вооружении должны быть четыре 20-миллиметровых пушки или сорок шесть 70-миллиметровых ракет, размещённых в крыльях.
| ||
В ноябре 1953 года прошли первые испытания, и 23 декабря 1953 самолёт под управлением Германа "Рыбы" сделал, наконец, краткий перелёт. Первый официальный полёт имел место 16 июня 1954 года с парением самолёт справился вполне успешно.
Однако вертикальных взлётов и приземлений на хвост XFV-1 фактически никогда не совершал запускали его всё же из горизонтального положения, для чего сделали временное, как тогда казалось, шасси.
Но зато с шасси Lockheed XFV-1 мог вполне нормально летать (фото aiaa.org). |
Практически сразу стало ясно, что имеющийся турбовинтовой двигатель не может гарантировать безопасность. Не хватало мощности, нужно было, как минимум, на пару тысяч "лошадей" больше, и такой двигатель YT40-A-14 ожидался. К сожалению, 7100 лошадиных сил "Лосось" так и не получил двигатель просто не стали для него делать.
5 ноября 1954 года. Convair XFY-1 Pogo совершает демонстрационный полёт (фото unrealaircraft.com). |
В июне 1955 года проект XFV-1 был закрыт так же, как и проект Convair XFY-1 Pogo (280 рейсов на привязи в ангаре, один свободный полёт в 1954 году с переходами в горизонтальное положение).
| ||
Надо сказать, что американцы отказались как нельзя вовремя.
| ||
Излишне напоминать, что после вышеописанных экспериментов военные заинтересовались реактивными двигателями, благодаря чему мы имеем сегодня самолёты с вертикальным взлётом.
Правда, энтузиасты до сих пор стараются вложить в понятие VTOL что-то своё, зачастую заимствуя идею у профессора Генриха Фоке.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru