Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Вертикальный самолёт "Лосось" пытался сесть на хвост

 

Вертикальный самолёт "Лосось" пытался сесть на хвост

 

 

В 1947 году США испугались, что русские, двинувшись в Западную Европу, не дадут союзником пользоваться аэродромами. Срочно нужен был самолёт с вертикальными взлётом и посадкой (Vertical Takeoff and Landing — VTOL). И американские ВМФ и ВВС, опираясь на результаты немецких исследований, начали работу над проектом "Колибри" (Hummingbird).

В своих изысканиях в области VTOL американцы действительно мысленно отталкивались от проекта летательного аппарата, запатентованного в 1939 году профессором Генрихом Фоке (Heinrich Focke), создателем самолётов Focke-Wulf. Мы о нём немного писали в статье про фашистские "тарелки", однако напомним, что это было.

загрузка...

 

 

Focke-Wulf VTOL был задуман по известному ныне принципу "винт в кольце". Точнее, в центре самолёта с неназванным турбореактивным двигателем должно было быть два огромных пропеллера, вращавшихся в противоположных направлениях. Хотя профессор, по некоторым сведениям, работал и после войны, дальше деревянной модели для туннельных испытаний дело не пошло.

Что же касается США, то в 1950 году они получают два предложения по проекту "вертикального" самолёта — от компаний Lockheed и Convair. Самое интересное, что ни один из разработчиков не пошёл по стопам Генриха Фоке. Можно сказать, что в первых проектах по-американски VTOL было воспринято как-то чрезвычайно буквально.

Такой вариант вертикального взлёта предлагал профессор Генриха Фоке (иллюстрация luft46.com).

Такой вариант вертикального взлёта предлагал профессор Генриха Фоке (иллюстрация luft46.com).

Так или иначе, но обе компании подписали с военными контракт и в середине 1951 года предоставили опытные образцы. Машина Lockheed поначалу называлась XFO-1 (Model 081-40-01). Образцы, их было два, носили номера 138657 и 138658. Позднее Lockheed поменял обозначение на XFV-1 Salmon ("Лосось"). Самолёт Convair звался просто XFY-1 Pogo.

Подробно расскажем о детище Lockheed, поскольку о нём и информации больше, и разработка Convair от него практически ничем не отличается. В общем, "Лососем" его назвали в честь руководителя группы инженеров, лётчика-испытателя Германа Салмона (Herman Salmon), у которого тоже было прозвище — "Fish" ("Рыба").

Чтобы попасть в кабину, пилоту приходилось использовать подобие строительных лесов (фото aerofiles.com).

Чтобы попасть в кабину, пилоту приходилось использовать подобие строительных лесов (фото aerofiles.com).
Как во время взлёта, так и во время посадки "Лосось" (11,27 метра в длину) пребывал в вертикальном положении, стоя на крестообразном хвосте с амортизатором и колёсиком на каждом из наконечников.

Состоящий из пары соединённых турбин T38, двигатель Allison YT40-A-6 мощностью 5850 лошадиных сил "заводил" пару трёхлопастных пропеллеров диаметром 4,88 метра каждый. Предполагалось, что, оторвавшись от земли, "Лосось" примет в воздухе обычное горизонтальное положение, а по возвращению опять перевернётся и сядет вертикально на хвост.

Согласно рассчётам, максимальная скорость "Лосося" должна была быть 933 км/час, а круизная 659 км/час. Вес: 5260 кг пустой, 7348 загруженный. Размах крыла 9,4 метра. На вооружении должны быть четыре 20-миллиметровых пушки или сорок шесть 70-миллиметровых ракет, размещённых в крыльях.

\'Для

Для испытаний "Лососю" пришлось всё равно приделать шасси (фото cloud.prohosting.com).
Надо сказать, пилоту, который управлял XFV-1 в гордом одиночестве, повезло меньше других. Мало того, что его место переворачивалось на 45 градусов, так ещё и вход/выход из кабины требовал специальной лестницы.

В ноябре 1953 года прошли первые испытания, и 23 декабря 1953 самолёт под управлением Германа "Рыбы" сделал, наконец, краткий перелёт. Первый официальный полёт имел место 16 июня 1954 года — с парением самолёт справился вполне успешно.

Однако вертикальных взлётов и приземлений на хвост XFV-1 фактически никогда не совершал — запускали его всё же из горизонтального положения, для чего сделали временное, как тогда казалось, шасси.

Но зато с шасси Lockheed XFV-1 мог вполне нормально летать (фото aiaa.org).

Но зато с шасси Lockheed XFV-1 мог вполне нормально летать (фото aiaa.org).

Практически сразу стало ясно, что имеющийся турбовинтовой двигатель не может гарантировать безопасность. Не хватало мощности, нужно было, как минимум, на пару тысяч "лошадей" больше, и такой двигатель — YT40-A-14 — ожидался. К сожалению, 7100 лошадиных сил "Лосось" так и не получил — двигатель просто не стали для него делать.

5 ноября 1954 года. Convair XFY-1 Pogo совершает демонстрационный полёт (фото unrealaircraft.com).

5 ноября 1954 года. Convair XFY-1 Pogo совершает демонстрационный полёт (фото unrealaircraft.com).

В июне 1955 года проект XFV-1 был закрыт так же, как и проект Convair XFY-1 Pogo (280 рейсов на привязи в ангаре, один свободный полёт в 1954 году с переходами в горизонтальное положение).

Convair XFY-1 тоже летал. Над Сан-Диего. Причём без шасси (фото unrealaircraft.com).

Convair XFY-1 тоже летал. Над Сан-Диего. Причём без шасси (фото unrealaircraft.com).
Американская программа турбовинтовых, садящихся на хвост, была свёрнута полностью. После отмены опытные образцы были переданы аэрокосмическим музеям. Проект не был успешен по нескольким причинам: прежде всего, из-за недостатка мощности двигателя и надёжности в целом, а также из-за экспериментальных навыков, требуемых, чтобы пилот посадил самолёт на хвост.

Надо сказать, что американцы отказались как нельзя вовремя.

А вот французскому SNECMA C.450-01 не повезло. Вместо того, чтобы занять место в музее, он разбился (фото aiaa.org).

А вот французскому SNECMA C.450-01 не повезло. Вместо того, чтобы занять место в музее, он разбился (фото aiaa.org).
В мае 1959 года французы начали испытывать аналогичный аппарат SNECMA C.450-01, и единственный опытный образец потерпел катастрофу в июле того же года, после короткой, но весьма успешной испытательной программы.

Излишне напоминать, что после вышеописанных экспериментов военные заинтересовались реактивными двигателями, благодаря чему мы имеем сегодня самолёты с вертикальным взлётом.

Правда, энтузиасты до сих пор стараются вложить в понятие VTOL что-то своё, зачастую заимствуя идею у профессора Генриха Фоке.

Статья о науки и техники получена: Membrana.ru

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Вертикальный самолёт "Лосось" пытался сесть на хвост":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Горячая лошадка от AUDI: RS4 - не пытайся сделать меня на светофоре

Этот автомобиль определенно не подходит для спокойной езды. Audi RS4 это – 380 «лошадиносильная» электростанция, имеющая потенциал, позволяющий преследовать - и, при благоприятных условиях, опережать - некоторые гораздо более серьезные спортивные автомобили. Мы видели горячие» версии и прежде, в 1992 году, когда Audi демонстрировал ураганный RS2.

» Немецкие автомобили - 1894 - читать


Saab сделал новый самолет

Saab представил новое поколение модели 9-3, которая поступит в продажу в сентябре этого года. Ну а пока есть только официальные фотографии этого автомобиля и заверения представителей Saab о том, что новый автомобиль стал намного лучше предыдущего. Так это или нет, мы узнаем в скором времени, а пока первая официальная информация.

» Немецкие автомобили - 2664 - читать


Subaru Impreza стала похожа на самолет

Subaru Impreza претерпела изменение в соответствии с новым корпоративным стилем, а попутно получила усовершенствованную «матчасть». Отчасти фейслифтинг был вызван вечным противостоянием Mitsubishi Lancer и Subaru Impreza: в последнее время раллийный болид от «трех бриллиантов» модернизировался несколько раз. Отчасти изменение внешнего вида было вызвано «стратегическим наступлением» Subaru на американский рынок, вызванное желанием вырасти до абсолютного лидерства в нише «дор ...

» Немецкие автомобили - 2026 - читать


Тест-драйв Skoda Room ter: семейный самолет

Заочное знакомство В 2003 году, когда Roomster был представлен публике в виде концепт-кара, он вызвал пристальное внимание — ведь до этого Skoda не показывала концептуальных разработок. А уж когда было объявлено о том что он пойдет в серию… Даже не верилось. Шкода, до этого выпускавшая самые обычные Фабии-Октавии — и тут такое «нечто».

» Немецкие автомобили - 2484 - читать


Как сесть на хвост кометы?

Наше Солнце имеет миллиарды спутников самого разного размера, вращающихся вокруг него. Часть из них мы видим как планеты, некоторые наблюдаем в виде астероидов и метеоритов. Есть среди них и особые представители — кометы, периодически раздувающиеся до невероятных размеров, расцвечивая звездное небо огромными хвостами.

» Загадки вселенной - 1682 - читать



Статья на тему Наука и образование » Открытия и изобретения » Вертикальный самолёт "Лосось" пытался сесть на хвост

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru