Лет через 10-15 серийные фургончики и легковушки будут ездить на топливных элементах. И цена их будет не заоблачной, как у современных водородных авто. В этом уверены французы, разрабатывающие начинку для будущих машин уже сейчас.
Компания PSA Peugeot Citroen при партнёрстве Французской комиссии по атомной энергии (CEA) представила проект GENEPAC – новые топливные элементы для автомобиля.
Казалось бы, эти элементы существуют давно, есть компании, специализирующиеся на их разработке и производстве (не только, а точнее – не столько для автоиндустрии, сколько для других сфер применения), есть масса концептов водородных авто на топливных элементах.
Бери, дорабатывай, пользуйся. Но PSA решила создать свою версию автомобильной установки, напрямую производящей электричество из водорода и кислорода окружающего воздуха. Зачем?
Напомним, единственный пока мелкосерийный автомобиль на топливных элементах – это Honda FCX (мы рассказывали о его устройстве и распространении).
| ||
Да, даже мелкосерийное производство авто на топливных элементах пока никак не обеспечивает их приемлемую стоимость. Это едва ли не главное препятствие на пути распространения таких машин.
О водороде и заправках – разговор отдельный. Скажем только, что французы думают о таком пути его массового производства: из углеводородного сырья при помощи энергии Солнца, ветра, а также – атомных станций.
PSA полагает, что GENEPAC произведёт маленькую революцию в этой области. Французы основательно поколдовали с конструкцией, чтобы сделать её максимально эффективной и оптимальной для массового производства по удобоваримой себестоимости примерно к 2020 году. Чем же GENEPAC отличается от аналогов?
Три варианта GENEPAC: четрые, два или один блок элементов (иллюстрация с сайта psa-peugeot-citroen.com). |
GENEPAC в некотором смысле похож на детский конструктор Lego: из одинаковых кирпичиков можно собрать что угодно.
Заглянем внутрь базового (80-киловаттного) блока. В центре – ядро с разъёмами трубопроводов, к которым будут подводиться: водород (газообразный, под высоким давлением) из бака (его основа – многослойное плетение из углеволокна); атмосферный воздух и охлаждающая жидкость.
Начинка одного блока: один элемент-конверт, его слои для водорода, воздуха и антифриза (иллюстрация с сайта psa-peugeot-citroen.com). |
| ||
Французы говорят, что их 80-киловаттный блок топливных элементов – самый компактный и лёгкий среди конкурентов в автомобильной сфере. Его удельная мощность составляет 1,5 киловатта на литр (по объёму корпуса) или 1 киловатт на килограмм (по весу).
Вот тут вы найдёте пресс-релиз компании. На этой же страничке можно посмотреть занимательный ролик о GENEPAC. И есть ещё PDF-документ о проекте.
Французский автомобилестроитель одновременно объявил об открытии подразделения, которое будет занято развитием технологий топливных элементов и особенно – изучением работы таких устройств в длительной эксплуатации.
Quark – не столько средство сделать воздух планеты чистым (какая доля загрязнений у квадроциклов?), сколько эффектная реклама водородных технологий (фото с сайта treehugger.com). |
И, может быть, эти элементы, более доступные и массовые, чем все прежние, дадут серийную жизнь таким экзотическим проектам, как водородный квадроцикл Quark.
Статья о науки и техники получена: Membrana.ru