"Когда вы двигаетесь через пейзаж, перемещается ли он сквозь вас? Это вопрос, к которому я возвращаюсь снова и снова. "Луг" не отвечает на этот вопрос, но скользит через пространство между вопросом и ответом".
Слова британской художницы Тани Ковач (Tania Kovats) ничуть не проясняют картину того, что она придумала, хотя тут могут помочь иллюстрации. Перед нами натуральный фрагмент луга, водружённый на баржу и плывущий по узким каналам Туманного Альбиона.
Позеленевшие ото мха шлюзы, каменные туннели, сонные городки и кирпичные водонапорные башни. Куда? Зачем?
Арт-проект с простым названием "Луг" (Meadow) – это первая ласточка инициативы "Сад скульптур Бата" (Bath Sculpture Garden) школы искусства и дизайна университета Бата (Bath Spa University, School of Art and Design) и культурной программы, ведомой скульптором Майклом Пенни (Michael Pennie).
Водрузив живой фрагмент луга на старинную баржу, толкаемую, старинным же буксиром, авторы затеи гарантированно обеспечили себе внимание людей (фото с сайта movingmeadow.co.uk). |
Стало быть, перед нами современная скульптура. Но, наверное, за ней стоит какой-то замысел? Помимо банального "вау-фактора"?
Ковач объясняет, что баржа с живым лугом на ней это напоминание о связи людей с природой и со временем. Про "время" скажем чуть позже. А сначала о природе.
Старт экспедиции (фотографии с сайта movingmeadow.co.uk). |
Медленное передвижение луга по обширной сети старых каналов Британии (а это было путешествие из Бата в Лондон) надолго осталось в памяти у случайных и неслучайных очевидцев на берегу.
Плывущий меж лугов луг, проходящий через старинные шлюзы сети британских каналов – напоминание не только о природе, но и постройках, которые необходимо охранять не менее бережно – для истории (фото с сайта movingmeadow.co.uk). |
Хотя, почему непонятное? Логично предположить, что художница напишет нечто вроде: "Луг" – это редкий момент гармонии между человеком и природой. Это пасторальное видение другого времени, но также взгляд на будущее сообществ цветов и фауны. Озеленение дикорастущими цветами никогда не было более популярно, но "Луг" надеется поощрить наше понимание важности этого драгоценного типа природной среды".
Стоп, так это она сама и написала. Что дальше?
Ещё несколько кадров из путешествия. На одном из них – Таня Ковач в каюте на "Бетельгейзе" (фотографии с сайтов movingmeadow.co.uk и treehugger.com). |
Тут мы плавно переходим ко "времени" в определении проекта. Дело в том, что "Луг" передвигался на барже "Бетельгейзе", подталкиваемой речным буксиром "Джеймс Лоадер" (James Loader, Betelgeuse). А эта пара сама по себе представляет огромный интерес.
Фотодневник художницы запечатлел индустриальный пейзаж начала прошлого века, органично вписанный в пейзаж природный (фотографии с сайтов movingmeadow.co.uk и phobox.com). |
В 1962 году служба "напарников" закончилась: уголь уступал другим видам топлива, но главное перевозить его стали по шоссе, чему способствовала холодная зима того года, когда объём доставляемого угля резко возрос. С той самой зимы к медлительным плавсредствам угольщики больше не возвращались.
Буксир и баржа сами по себе – экспонаты истории (фото с сайта phobox.com). |
Армии таких барж и буксирчиков некогда составляли привычный пейзаж Британии, но они ушли. А теперь вот двум историческим труженикам довелось послужить подвижным пьёдесталом для уходящей природы.
Статья получена: Membrana.ru