Серый попугай прославился благодаря тому, что понял "ничто" и "ничего". На Западе люди разобрались с нолём только в 1600-х, хотя в Индии это произошло тысячелетием раньше. Теперь же учёные говорят, что "птичий Эйнштейн" обладает подобным нолю понятием.
28-летний Алекс – и без ноля личность в мире людей известная. У него даже имеется "собственный" фонд Alex Foundation который под руководством американской исследовательницы Ирэн Пепперберг (Irene Pepperberg) с 1977 года занимается изучением интеллекта и особенностей поведения четырёх африканских серых попугаев (Psittacus erithacus).
Алекс – самый старый из них. Он с самого рождения под пристальным наблюдением учёных живёт в лаборатории университета Брендейса (Brandeis University). И несмотря на то, что этот попугай имеет мозг размером с грецкий орех, птица не раз демонстрировала арифметические (и не только) таланты.
Последние же достижения Алекса настолько впечатлили доктора Пепперберг и Джесси Гордон (Jesse Gordon), что они опубликовали об этом статью в "Журнале сравнительной психологии" (Journal of Comparative Psychology), который издаёт Американская ассоциация психологов (APA).
Статья называется "Понимание чисел серым попугаем, включая подобное нолю понятие" (Number Comprehension by a Grey Parrot (Psittacus erithacus), Including a Zero-Like Concept).
Как сообщают исследователи, Алекс недавно "начал спонтанное использование" слова "none" ("ничто", "никто", "ни одного"), чтобы описать отсутствие количества, то есть – он обладает понятием, подобным нолю (zero)".
Ирэн Пепперберг и Алекса связывают давние и тесные отношения (фото с сайта avianadventures.com). |
Ноль является абстрактным даже для людей: дети обычно усваивают это в возрасте 3 или 4 лет. Цифра и концепция "ничто" не так очевидна и понятна для сознания, как буквальный счёт предметов.
Несколькими годами ранее Алексу "вдалбливали" другое значение "none" нехватка информации. Однако попугай сумел перенести слово в контекст, включающий в себя числа.
Шимпанзе, к примеру, показывают некоторое понимание ноля, но только после периода обучения. Так что подвиг Алекса первый в своём роде. К тому же, понимание пришло к нему спонтанно.
История эта началась, когда учёные решили проверить, понял ли Алекс небольшие числа от 1 до 6 (ноля от попугая никто не ожидал). Исследователи разложили перед птицей множество помеченных цифрами объектов разных цветов и размеров и задавали вопросы, типа "какого цвета четвёрка?".
Поначалу Алекс даже без обучения хорошо справился с несколькими испытаниями, но потом начал "выделываться": игнорировать вопросы или намеренно давать неправильные ответы казалось, он наслаждался огорчением экспериментаторов.
По-видимому, птица заскучала из-за однообразия положенных ей в случае успеха призов и наград. Алексу предложили более интересные игрушки, и он после двух недель "обструкционизма" неохотно вернулся к игре, иногда всё же сознательно саботируя эксперименты.
Один из случаев такого саботажа удивил учёных. Перед Алексом положили наборы из двух, трёх и шести объектов все наборы были разных цветов спросили "какого цвета три?". Попугай ответил "пять" и продолжал настаивать на этом.
| ||
Исследователи продолжили опыты, стараясь включать в них "нулевой" вариант ответа, и Алекс последовательно использовал слово "none" корректно.
"Мы пока не можем определить, какой познавательный процесс привёл к такому поведению, признаются учёные. Можно лишь предположить, что его действия, начавшиеся вскоре после периода непослушания, из которого следуют отсутствие интереса к данной задаче, и были возможной попыткой сделать процедуру более стимулирующей".
Между тем, Пепперберг подчёркивает, что "none" и "zero" не одно и то же. Но так как Алекс не знал "zero", исследователи полагают, что он начал использовать другое, известно слово, чтобы обозначить отсутствие количества.
Однако неясно, что именно подразумевал попугай под своим "none" никаких цветов, никаких объектов или что-то ещё.
"Сейчас мы начали ещё одну серию экспериментов, чтобы узнать, можно ли его заставить понять, что "none" не может использоваться для истинного обозначения ноля, сообщила исследовательница. Пока слишком рано делать окончательные выводы".
Так или иначе, Алекс не в лишний раз показал, что птицы умнее и сообразительнее, чем мы думаем. Конечно, математические способности попугая, вроде сложения и вычитания, будут изучаться дальше.
Но Ирэн Пепперберг сомневается, что достижения Алекса, или некоторых других животных, типа шимпанзе, говорят о возможности "полного обучения": "Скорее, эти навыки основаны на более простых познавательных способностях, в которых они нуждаются для выживания, например, признания "больше" против "меньше".
Статья получена: Membrana.ru