Южные горные районы Красной планеты слишком опасны для марсоходов или посадочных модулей. С орбиты же не слишком многое разглядишь. Учёные нашли промежуточный вариант исследования этих гор. Через несколько лет в небе Марса появится первый робот-самолёт.
О том, что для той же цели предлагается использовать воздушные шары, мы уже рассказывали.
Теперь вот самолёты.
Проект назван ARES, что является одновременно греческим именем бога войны, и акронимом "Воздушный экологический обзор регионального масштаба" (Aerial Regional-scale Environmental Survey).
Эта машина один из нескольких планетарных роботов, которые американцы разрабатывают по программе Mars Scout. Скауты, по идее, должны быть сравнительно недороги, но эффективны.
Полёт первого марсианского самолёта первоначально намечался на 2007 год, но теперь, по информации Discovery Channel, в вышеназванном году к Марсу полетит новый посадочный аппарат.
Сайт же проекта называет предположительную дату полёта в атмосфере Марса сентябрь 2008 года.
После спуска на парашюте раскрывается капсула, внутри которой находится самолёт. Он раскрывает крылья и оперение ещё на большой высоте (фото с сайта marsairplane.larc.nasa.gov). |
Задача инженеров непроста. Аппарат вообще не будет спускаться на поверхность планеты. Он войдёт в атмосферу Марса на космической скорости и затормозит при помощи специального огнеупорного щита, который после этого будет отброшен.
Затем наступит черёд парашюта, который ещё сильнее снизит скорость падения.
Камеры, магнитометры и спектрометры крылатого аппарата позволят изучить горные области планеты, в которых слишком рискованно сажать марсоходы (фото с сайта marsairplane.larc.nasa.gov). |
По окончании перехода в горизонтальный полёт ARES разгонится примерно до 560 километров в час. Высота полёта составит 1,5 километра, а общее расстояние примерно 680 километров. Научные данные будут сразу же отправлены на Землю.
Сам робот-самолёт, по понятным причинам, совершит на Красной планете "вынужденную посадку".
Полномасштабный прототип ARES уже готов (фото с сайта marsairplane.larc.nasa.gov). |
Подробные задачи для самолёта ещё будут уточняться по результатам работы нынешних марсоходов, а также после начала работы на орбите Марса нового спутника, который американцы намерены вывести к Красной планете в 2005 году.
Внутренняя "начинка" марсианского самолёта (фото с сайта marsairplane.larc.nasa.gov). |
Сам аппарат построен почти по классической аэродинамической схеме с крыльями размахом в 6,6 метра и задним оперением. Почти потому, что необычное заднее оперение, в виде перевёрнутой буквы V, выполняет роль и руля направления, и стабилизатора одновременно.
Заметим, полёт машины на небольшой высоте над поверхностью Марса будет аналогичен полёту в земной атмосфере на высоте 30 километров, если учитывать разреженную атмосферу.
| ||
В 2002 году американцы уже сбрасывали с аэростата модель в половинном масштабе.
Аппарат прекрасно продемонстрировал автоматическое раскрытие крыльев, состоящих из трёх секций каждое, и успешно приземлился на посадочной полосе аэродрома.
При этом в течение полутора часов полёта машину вёл автопилот. Лишь на последних секундах, уже над аэродромом, человек на земле с пультом радиоуправления, перехватил команду машиной, обеспечив мягкое касание посадочной полосы.
На следующий, 2005-й, год запланирован испытательный спуск полномасштабной модели марсианского самолёта с аэростата, поднятого на высоту 33 километра.
Любопытно, что американские учёные обдумывают возможность применения в будущем аналогичных машин для исследования Венеры, Юпитера и Титана.
Статья получена: Membrana.ru