Они приняли неожиданное решение создать ничто. Бесформенное и невесомое, без цвета и запаха, невыразительное и бессмысленное. А в результате они совершили переворот: вышли за физические и теоретические пределы архитектуры. Поставили под сомнение различие между архитектурой и окружающей средой.
Нью-йоркская студия Diller Scofidio + Renfro только что получила в США национальную награду за архитектурный дизайн (Architecture Design Award 2005).
Будем считать это формальным поводом, чтобы рассказать об одном удивительном проекте, который основатели студии, Элизабет Диллер (Elizabeth Diller) и её муж Рикардо Скофидио (Ricardo Scofidio), воплотили три года назад.
Супругам было предложено спроектировать павильон для проходившей в Швейцарии выставки Expo 2002. Развивая идею о "создании ничего", архитекторы придумали подобную облаку массу, неподвижно висящую над поверхностью озера и принимающую посетителей.
Диллер и Скофидио поняли, что установка для искусственного облака будет представлять собой большую открытую платформу размерами 60 x 100 x 20 метров, стоящую на четырёх опорах на дне Невшательского озера (Lac de Neuchâtel).
Из озера будет вычерпываться вода, фильтроваться и распыляться через 31,5 тысячу туманообразующих сопел.
Три года назад на Невшательском озере было на что посмотреть (фото Beat Widmer). |
Контроль работы разбрызгивателей будет доверен компьютерам, которые смогут управлять установкой в соответствии с температурой, влажностью, скоростью и направлением ветра.
Таким образом, создастся искусственное облако 20-метровой высоты, шириной 90 метров и 60 метров глубиной. Впрочем, авторы проекта решили своё создание облаком не называть и предпочли прозвище "Пятно" (Blur Building).
Пришедших внутрь облака ждали несколько уровней с самой разной водой (фото с сайта designboom.com). |
Предварительно на берегу желающим выдавали полиэтиленовые дождевики, всё-таки им предстояло познакомиться с "растворимой в воде архитектурой".
Кстати, с плащами получилось не так, как планировали Диллер и Скофидио. Самое большое разочарование архитекторов заключалось в невозможности присутствия медиа-установки "мозговых дождевиков" ("braincoats") которые реагировали бы друг на друга цветом, светом, помогая находить дорогу в тумане, служа средством взаимодействия с конструкцией.
Но была сделана только маленькая полоса светодиодов на уровне глаз для безопасности.
Платформа с туманом и без (фото с сайтов designboom.com и hammer.prohosting.com). |
В центре массы тумана посетителей ожидал "белый шум пульсирующих сопел" и вода почти во всех её проявлениях работал водный бар (Angel Bar), в котором можно было найти воду из ледников и артезианских скважин, минеральные и дистиллированные воды в бутылках со всего света меню очаровало бы самого проницательного знатока.
Хотя швейцарская пресса восторженно назвала Blur Building "сумасшедшей вещью", добавив "Как очаровательно, что без смысла!", совершенно очевидно, что при желании и некоторого воображения смысл можно найти, а то и несколько.
Сверху "Пятно" напоминало ураган (фото с сайта designboom.com). |
"Когда мы говорим о погоде, подразумевается, что мы говорим ни о чём, размышляет Элизабет, но не погода ли, фактически, является мощной темой культурного обмена, на которую не влияют ни социальные различия, ни финансовое состояние, ни геополитические границы?".
После выставки изображения Blur Building были, казалось, на всём от пачек сахара и плиток шоколада до телефонных карт и лотерейных билетов. Задуманное как невыразительное, "Пятно" в итоге стало самым узнаваемым символом Expo 2002.
В темноте тоже было красиво (фото с сайта artnet.com). |
Всё больше и больше людей понимает, что архитектурный дизайн это не только кирпичи и палки, что он не должен иметь каких-то чётких рамок. Кроме того, проект ставит перед нами вопрос где ложное различие между архитектурой и неархитектурой. И если никакого различия нет, то что является архитектурой?".
Статья получена: Membrana.ru