Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Наука и образование » Научные исследования » Ученые зовут на помощь имиджмейкеров

 

Ученые зовут на помощь имиджмейкеров

 

 

Российская наука переживает не лучшие свои времена. И высшие государственные чиновники, и простые обыватели недовольны работой научных учреждений и упрекают их в низкой эффективности. Научная общественность тоже недовольна высшим руководством РАН, что не мешает ей сетовать на некомпетентность чиновников и на невежество обывателей. Отчасти проблему может разрешить лучшее знакомство друг с другом

Одним из способов спасения российской науки может стать формирование ее позитивного имиджа

Внимание голливудских кинематографистов не часто обращается к образу ученых. В фильме «Игры разума» главный герой выступает сразу в двух ипостасях: ученого-безумца и ученого-гения, будущего лауреата Нобелевской премии.

загрузка...

 

 

Как ни удивительно, у героя есть реальный прототип – Джон Нэш-младший. Еще удивительнее то, что в ипостаси безумца он даже большее соответствует расхожим представлениям об ученом, чем в ипостаси гения. DreamWorks SKG

Ученые зовут на помощь имиджмейкеров

За прошедшие со времен Декарта и Галилея четыреста лет наука стала основой мировоззрения для любого образованного жителя нашей планеты. Мы оцениваем то, что происходит вокруг нас, принимая во внимание законы физики, химии, психологии и других естественных и гуманитарных наук. Без знания основ каждой из них современный человек не может быть адекватен окружающей его жизни. Сегодня стало правилом хорошего тона обсуждать проблемы клонирования и генетически модифицированных продуктов, вакцины против новых болезней, экономические законы, психологические теории неврозов и вопросы правильного воспитания и так далее.

Естественно, содержание подобных разговоров отличается от содержания профессиональных дискуссий. Говоря о какой-либо научной теории, обычный человек выстраивает и объясняет ее иначе, чем ученый. Собственно, научное богатство общества определяется тем, сколь эффективно добытое учеными знание – насколько оно воспринято в обществе и каким образом оно используется. Радио, телевидение, печать, Интернет играют огромную роль в формировании массового представления о науке и научном сообществе. Образно говоря, средствам массовой информации принадлежит роль повара на необычной кухне, где готовятся изысканные блюда из научного знания для их потребления обществом. Умело добавляя пряности и приправы, из одних и тех же полуфабрикатов можно приготовить блюда на разный вкус. Журналисты способны повлиять и на имидж науки в массовом сознании.

Ученые зовут на помощь имиджмейкеров

Имя и заслуги М. В. Ломоносова были надолго забыты после его смерти. Только к двухсотлетнему юбилею о нем начали вспоминать, чтобы в 1920-е годы сделать из него модель русского ученого-патриота. Портрет работы Х.-А. Вортмана с сайта «Архивариус ТГУ»

В настоящее время создание имиджа преследует более широкие цели, чем просто влияние на покупательское поведение. Составной частью имиджа является оценка, позитивная или негативная, и именно она влияет на то, будет ли человек, явление, предмет вызывать доверие, уважение или, наоборот, отторжение. Проблемы формирования имиджа науки изучают представители различных научных дисциплин – от науковедения до социологии и имиджелогии. Но в создании позитивного имиджа науки заинтересованы все ученые, независимо от того, в какой области знания или отрасли они работают. Более того, эта проблема становится жизненно важной в нынешних условиях, когда отечественная наука страдает от недостатка финансирования и молодых кадров.

Имидж науки строится на нескольких «китах». Это, прежде всего, представления о достижениях ученых. Немаловажно и то, как выглядит деятель науки в глазах общества, каковы индивидуально-личностные, психологические черты, которые проявляются в особенностях его мышления и организаторских способностях. Социальный имидж науки – это представление о современном состоянии профессионального научного сообщества, о событиях, происходящих в нем, об отношениях, складывающихся между наукой, обществом, государством.

Ученые зовут на помощь имиджмейкеров

К концу ХХ века образ идеального ученого в общественном созанинии сильно изменился. Он виделся трибуном, знавшим, как создать общество счастливых людей, от него скорее ждали обличений власти, а не од в ее честь. Фотопортрет Андрея Сахарова из Gallery of Famous Physicists

Центр науковедения ИИЕТ РАН совместно с Академией имиджелогии проводил анализ публикаций в газете «Поиск». Его результаты позволяют сделать несколько эмпирических выводов относительно имиджа науки, который формируется журналистами, чья специализация – освещение жизни научного сообщества. Изобретение в широком толковании этого термина (технологии, теории, методы, приборы) оценивается положительно. Новости о достижениях поступают в большинстве случаев из естественно-научных лабораторий московских институтов РАН. Имидж научного сообщества не выстроен, присутствуют как негативные, так и позитивные оценки. Журналисты освещают деятельность ученых, специализирующихся на гуманитарных, технических, естественных науках и математике, однако больше всего публикаций об исследованиях так называемой «междисциплинарной направленности». Особое внимание уделяется науке в вузах.

Имидж ученого, рисуемого журналистами «Поиска», таков: это мужчина старше 60 лет, исследователь в области естественных наук, работающий, в основном, не в московском регионе. Хотя в статьях прослеживается позитивная оценка личности ученого, образ его достаточно обезличен. Читатель не получает информации о личности и внешности самого ученого. Получается, что журналисты, пишущие о науке, сосредоточились на отражении жизни научного сообщества, забывая о конкретных людях. Подобный перекос может привести к некоторой однобокости в освещении науки. Между тем журналисты могли бы больше рассказывать об ученых, делать акцент на системности, динамичности, нестандартности их мышления, организаторских способностях, коммуникативных качествах, готовности к изменениям, инициативности. Ученый мог бы предстать перед широким читателем, прежде всего, как интересный человек.

Если научные журналисты будут адресно, полно и своевременно подавать информацию о научных достижениях и их авторах, то смогут сформировать более позитивный имидж науки. Он послужит повышению престижа научной работы в глазах молодых людей, а также поможет привлечь инвестиции в фундаментальные исследования.

загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Ученые зовут на помощь имиджмейкеров":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Как работает система помощи при парковке

Известную шоферскую шутку "не видно -- будет слышно" можно считать инструкцией к любому "парктронику". Улучшение аэродинамики и внешнего вида автомобиля зачастую ведет к ухудшению обзорности, особенно сзади. А покатые капот и багажник лишают водителя возможности оценить габариты машины.

» Немецкие автомобили - 4924 - читать


Ученые разложат автокатастрофу на миллион ячеек

• "Выяснение истины" с помощью реального краш-теста отнимает много времени и не всегда оптимально С того момента, когда инженеры автомобильных фирм занялись проблемами безопасности, перед ними встала задача описать процесс разрушения кузова. Ведь постройка машин – дело точное, требующее измерения, а как измерить параметры аварии, которая длится около секунды? Некую помощь приносили материалы скоростных фотокамер и измерения post-factum: по их результатам конструкцию усилива ...

» Разное - 1899 - читать


Ученые указали ВАЗу на его проблемы

• ВАЗ-2110На прошлой неделе в Тольятти прошла конференция "Развитие через качество. Теория и практика". Этот разговор ученых и практиков в области качества объединил под крышей здания заводоуправления АВТОВАЗа более 400 представителей из 28 городов.

» Разное - 2514 - читать


«Меня зовут Mартин. Астон-Mартин...»

Об этом автомобиле говорят уже год, причем исключительно в превосходной степени. Vanquish — машина марки Aston-Martin стоимостью около 220 тысяч долларов была названа так не случайно — слово «vanquish» в переводе с английского означает «побеждать». Именно этот смысл ее создатели заложили в свое детище в надежде на новый и скорый взлет популярности некогда известной британской марки.

» Познавательное про авто - 2333 - читать


Toyota Nadia: Её зовут «Надия»

В тесте участвуют автомобили: Toyota Nadia Выбирая семейный автомобиль, многие посматривают на мини-вэны. Они комфортны, вместительны, а по ездовым «повадкам» близки к легковым машинам.

» Обмен опытом - 3923 - читать



Статья на тему Наука и образование » Научные исследования » Ученые зовут на помощь имиджмейкеров

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru