Когда безымянные художники высекали по всей Британии фигуры людей и животных, они и представить себе не могли, сколько поколений людей будут ломать себе головы над загадками их художественного творчества.
Доисторический Великан. Эта примитивная, но тем не менее изящная фигура «прорисована» в склоне известкового холма бороздой, ширина которой 60 см. С начала XVIII века местные жители подновляли очертания Великана и каждые семь лет заполняли борозды мелом. Эта традиция сохранялась вплоть до 1920 года, когда заботу о сохранности изображения взяло на себя Национальное общество охраны памятников.
Лонгмен. Эта меловая фигура высотой 70 м на холме неподалеку от Уилмингтона в графстве Суссекс - одно из крупнейших в мире изображений человека. В нем узнавали то римского солдата, то Св. Павла, а то и доисторического землемера - из-за двух посохов в руках, которые могли означать землемерные шесты. Точный возраст Лонгмена, как и возраст остальных меловых фигур, определить трудно, поскольку их очертания периоды чески обновлялись, но ученые полагают, что они высечены 2000-2500 лет назад.
Доисторический Великан, высеченный на склоне холма в Дорсете на юге Англии, - одно из наиболее загадочных напоминаний о древней Британии. За долгие века, пока он взирал на смену природных стихий и общественных устоев человечества, неизменно грозя последнему дубинкой и шокируя своим фаллосом, наше представление о смысле и предназначении Великана несколько изменилось.
Высота обнаженной фигуры составляет 55м. Голова Великана относительно небольшая и безволосая, а очертания тела схематичны, хотя соски, ребра, пенис и мошонка изображены достаточно отчетливо. В правой руке его зажата огромная, 37-метровая узловатая дубина -едва ли не основной элемент гигантского рисунка.
С этим Великаном связано множество легенд. Как гласит местный фольклор, восходящий по меньшей мере к средним векам, его прототипом был реальный злодей-великан, совершавший опустошительные набеги на окрестности Дорсета, пожиравший домашний скот и разрушавший жилища. В один прекрасный день он прилег отдохнуть после обильной трапезы - и заснул. Местные жители, давно мечтавшие избавиться от ненавистного нарушителя спокойствия, воспользовались благоприятной возможностью, подкрались и убили великана, а затем высекли его изображение на известняковом, каменистом склоне холма.
Вокруг положения левой руки великана, некогда, возможно, сжимавшей шкуру животного, разгорелись жаркие дебаты. Согласно одной гипотезе» предполагаемая шкура, неизменно упоминаемая в наиболее живучих легендах о Великане, позволяет отождествить его с греко-римским героем Гераклом, часто изображавшимся нагим, с дубиной в одной руке и шкурой льва в другой. Эту точку зрения подтверждают некоторые факты. Аналогичный образ встречается на фрагментах римско-британских гончарных изделий, обнаруженных в Норфолке, а в Римской империи во времена правления императора Коммода (180-192 годы н. э.) существовал культ Геракла, последователи этого культа, судя по всему, жили и в Британии.
Существует также и историческое подтверждение того, что некогда между ступней гиганта были высечены цифры и буквы. По одной из гипотез, буквы составляли слово ANO, то есть anno-«к году», а отсутствующие ныне цифры - 1748 - означают дату, когда очертания фигуры были обновлены. Иные толкователи идут еще дальше, полагая, что в тот год изображение было высечено впервые, но эта гипотеза, скорее, относится к области домыслов.
Может ли быть, что доисторический Великан и в самом деле подделка XVIII века, или тайна его рождения так и окажется навечно скрытой в туманах древности? Местная легенда о пожирателе овец подтверждает точку зрения, что изображение Великана относится к доисторическим временам. Кроме того, оно имеет явное сходство с другими рисунками на холмах, а многие из них находятся неподалеку от мест древнейших захоронений, что, безусловно, указывает на их доисторическое происхождение.
Изображение Уффингтонской белой лошади из Оксфордшира, например, находится совсем рядом с холмом-крепостью Уффингтонского замка и, возможно, относится к железному веку. Лонгмена из Уилмингтона в Суссексе относят к эпохе неолита, поскольку его изображение расположено рядом с могильным холмом того периода и другими захоронениями, а Уэстберийская белая лошадь находится неподалеку от земляных укреплений Бреттонского замка железного века. Чуть выше и правее головы доисторического Великана лежит Трендл, небольшая квадратная огороженная площадка железного века, где проходили майские празднества.
Лишь два из рисунков на холмах изображают людей -доисторический Великан и уилмингтонская фигура Лонгмена, тогда как остальные представляют собой различные изображения лошадей. Но даже здесь внешний вид может быть обманчив, поскольку по меньшей мере одна из этих знаменитых белых лошадей - Уффингтонская, - возможно, не лошадь, а дракон. Рисунок длиной 120 м столь контрастен, что его видно за 24 км, он расположен неподалеку от плосковерхого кургана, известного как Драконова гора.
Существует множество теорий по поводу того, зачем древние люди высекали эти фигуры. Наиболее правдоподобные утверждают, что то были первые попытки создания образов местных богов, наподобие статуй Девы Марии в христианские времена. К числу наиболее невероятных теорий относится предположение, будто эти изображения были своеобразными знаками, обращенными к космическим путешественникам.
Поскольку в британской мифологии существует множество легенд об обрядах плодородия, связанных с теми или иными древними местами, широко распространена теория, будто Великан - это языческий символ плодородия.
И все же представляется маловероятным, что истинный смысл Великана будет когда-либо разгадан, он поразит воображение еще не одного поколения.