В течение последнего десятилетия ничто так не влияло на отношение американского общества к военному конфликту как информация о захвате или убийстве американских военнопленных. В общественном сознании эта тема приобрела мифологический оттенок.
C тех пор как война в Ираке превратилась в партизанскую, по меньшей мере, семь американских военнослужащих были взяты в плен, 19 - пропали без вести. В американских средствах массовой информации рассказы о пленных американских солдатах стали одной из самых популярных тем.
Захват заложников и пленных был неотъемлемой частью войны с древнейших времен.
Психологи считают, что беспомощность военнопленного вызывает у победителя чувство вседозволенности, а сам пленный перестает быть человеком и становится символом врага. Одна древняя табличка с клинописью, расшифрованная археологами, гласит “Я захватил врагов живыми, я отрубал им руки и ноги, выкаливал глаза, вырывал языки и отрезал губы.” Более двух тысяч лет назад, во время Пунических войн между Римом и Карфагеном, обе стороны распинали на крестах захваченных в плен военачальников противника. В эпоху религиозных войн, убийство военнопленных было обычным явлением, потому что пленные были еретиками или неверными. Позже, в эпоху национализма, считалось, что любой пленный является пусть и небольшой, но частью враждебной государственной структуры, что было достаточным оправданием плохого с ним обращения или его убийства.
Только к началу 20-го века появилось международное законодательство (в частности, Гаагская и Женевская конвенции), в соответствии с которыми военнопленные получили определённые права. Однако, как продемонстрировали войны последнего десятилетия, эта правовая система, ставшая частью военной культуры, и даже в Европе часто оказывалась недееспособной. В других регионах мира жестокость по отношению к военнопленным все еще остается реалией войны.
В США тема пленных стала одним из культурных лейтмотивов. В эпоху первых поселенцев, а позже при освоении Дикого Запада, “истории похищения” даже стали отдельным жанром фольклора. Героиней таких историй, устных и письменных, была молодая женщина, обычно захваченная злыми индейцами, и вынужденная бороться за сохранение своей веры и чести. Трудности, которые выпадали на долю героини, символизировали те испытания, которыми Бог испытывал веру первых поселенцев.
Ныне “истории похищения” продолжают существовать в удивительно похожей форме. "Дикие индейцы" превратились в "диких мусульман", а вера в Бога видоизменилась и стала верой в американские ценности. Но структура рассказа осталась приблизительно такой же. Это было продемонстрировано в случаях захвата в Ираке двух молодых и привлекательных американских девушек-солдат - Джессики Линч и Шошаны Джонсон. Джонсон, которая во время пребывания в плену подверглась сексуальному насилию, была представлена американскими СМИ как невинная девушка в плену у варваров. Такой же имидж был сформирован и для Джессики Линч, которая по возвращении из Ирака была встречена соотечественниками как героиня - в ее честь были устроены парады, она подписала контракт на написание книги мемуаров и создание телевизионного фильма о её жизни. Но лейтмотив “невинной девушки в руках у злодеев” является только одним вариантом мифологии американского заложника.
Например, во время и некоторое время после окончания Корейской Войны мифология о пленных концентрировалась на проблеме “промывания мозгов”. Американский термин "Промывание мозгов"\brainwashing появился именно в результате этой войны. На протяжении всей истории победители пытались обратить пленных в свою религию или склонить к переходу на свою сторону. Не всегда такие попытки заканчивались успешно. Но китайские коммунисты во время Корейской Войны предпринимали исключительно интенсивные усилия перевоспитания американских военнопленных. Заключённые имели доступ только к пропагандистской периодике и литературе, они должны были принимать участие в лекциях и дискуссиях о преимуществах коммунистической идеологии и должны были сдавать экзамены с такими вопросами как “Объясните, почему победа мирового социализма неизбежна?”. Те пленные, которые демонстрировали успехи в перевоспитании получали в качестве награды лучшее питание, медицинское обслуживание и более доброжелательное обращение. Сопротивление приводило к переводу в одиночную камеру, лишению еды или одежды.
Однако случаи, когда американские пленные поддались коммунистической пропаганде, были редкостью. Наоборот, почти все перебежчики во время этой войны были китайцами и северокорейцами. Тем не менее, значительное количество американских солдат не вернулись домой. И хотя они, скорее всего, просто пропали без вести, их исчезновение возбуждало фантазии о том, что они перешли на сторону врага. Американские военнопленные, возвратившиеся с корейской войны, считались потенциальными предателями, а не героями. На волне подобных настроений появился, например, известный фильм “Манчжурский Кандидат\“The Manchurian Candidate”. В этом фильме командир американской роты становится жертвой промывания мозгов и находится под контролем коммунистов, которые хотят использовать его в будущем, чтобы убить видного американского политика. В 1955 году, президент Дуйат Эйзенхауэр\Dwight Eisenhower инициировал создание нового кодекса поведения для американских военнопленных. Согласно этому кодексу, пленные могли разглашать врагу только своё имя, воинское звание, личный номер и дату рождения, и не могли “делать заявления, нелояльные к США.”
Как пишет историк Брюс Франклин\H. Bruce Franklin в книге “Пропавшие Без Вести: Создание Мифов в Америке”\MIA: Mythmaking in America, имидж американского военнопленного вновь изменился во время Вьетнамской Войны. К концу 1960-ых годов, большинство американцев негативно оценивали эту войну. Общество потеряло уважение к армии и начало поиск новых героев, что привело к появлению “культа военнопленного”. Политики поддержали эту тенденцию, так как она обеспечивала моральную поддержку американским солдатам. И публика, и СМИ жаждали найти некий аспект войны, в рамках которого американские солдаты были бы представлены как герои, а не как преступники. Культ военнопленного сохранился и после окончания Вьетнамской войны. Американцы продолжали требовать, чтобы власти продолжали искать пропавших без вести. Это привело к созданию официального праздника -"Национального Дня Памяти Военнопленных и Пропавших Без Вести ". В этот день, на Белом Доме вывешивается специальный флаг, созданный как символ признания заслуг этих военных.
Несмотря на многочисленные доказательства, которые опровергали теории о существовании американских военнопленных во Вьетнаме, вера в это сохранялась до конца 1980-х годов. Эта вера отражала желание народа каким-то образом морально искупить поражение в войне. В конце 1970-х и в течение 1980-х годов появился целый поджанр фильмов на эту тему. В этих фильмах, таких как, например, “Рэмбо”, бывшие американские военнопленные возвращаются во Вьетнам, чтобы освободить своих забытых товарищей. Герои этих фильмов - Сильвестр Сталлоне и Чак Норрис - были представлены как мужественные, патриотичные и преданные друзьям герои. Они уничтожали врагов, спасали однополчан и, таким образом, давали войне другой, более героический конец. Фактически, общественное мнение США пыталось представить поражение победой и спасти чистоту американской совести.