Одной из реалий развитого потребительского общества является то, что потребители платят не только за товары, но и за то, как от них избавиться.
Для американцев это верно во многих случаях, как, например, в случае с автомобильными шинами. В современной Америке считается нелегальным выбросить старую шину, к примеру, оставив ее на дороге. Население призывают бороться с подобной нерадивостью и “сдавать” виновных лиц властям. Законопослушный американец платит от 50 центов до $2 за переработку каждой своей шины или за захоронение ее с минимальным риском для окружающей среды.
Расценки на избавление от шин для грузовых машин выше: от $3 до $5 за штуку. Иногда власти штатов, регулирующие рыночный шинооборот, смягчаются и объявляют так называемые дни шинных “амнистий”. В это время обладатели использованных шин могут подъехать к определенному месту шиносбора и бесплатно освободить себя от бремени их владения.
В 1985 году Миннесота стала первым американским штатом, который принял специальный закон по управлению судьбой использованных автомобильных шин. На сегодняшний момент 48 штатов имеют такие законы. (Единственные исключения - штаты Аляска и Делавэр.) Однако власти разных штатов взимают плату за выброс старых шин разными путями. Это может быть надбавка к стоимости новой шины в момент ее покупки или взимание платы при регистрации машины. В некоторых автомастерских пару долларов могут прибавить к счету при замене старой шины новой. Реальна и ситуация, где люди расплачиваются за старые шины на специальных пунктах их приема для вторичной переработки. Из 33 штатов, которые имеют официальные программы по сбору платы за шинные отходы, 21 штат тратит эти деньги на их переработку. 19 штатов поддерживают частные компании по переработке шин субсидиями и выгодными кредитами.
Еще несколько десятилетий лет назад проблема избавления от отработавшей свое резины была настоящей головной болью не только для защитников окружающей среды, но и для правительств штатов. Растущие свалки выброшенных шин “украшали” американские окраины, способствуя размножению мышей, крыс и комаров, а также служа зонами пожарного риска. В 1983 году в местечке Райнхарт, штат Вирджиния, загорелась свалка, на которое было собрано 7 млн. шин. Облако дыма этого печально знаменитого пожара поднялось на километр в высоту и распространилось на 80.5 километров в окружности. Пожар продолжался 9 месяцев, загрязняя воздух и воду на примыкающих территориях свинцом и мышьяком. Другой “резиновый” пожар, вошедший в анналы истории шинных свалок Америки, случился неподалеку от калифорнийского городка Вестли, в одном из горных каньонов, годами служившем местом сброса старых шин. Этот пожар поставил под угрозу целый фермерский район, который не только покрылся черным облаком ядовитого дыма, но и вынужден был восстанавливать коммуникации, залитые потоками токсичных нефтяных отходов, образовавшихся из сгоревших шин. Государственное Агентство по Охране Окружающей Среды\U.S. Environmental Protection Agency потратило $3.5 млн., чтобы потушить пожар, продолжавшийся 30 дней.
В 1994 году шинные свалки страны насчитывали от 700 до 800 млн. шин. Активные действия местных и федеральных властей привели к тому, что к концу 2001 года это количество сократилось до 300 млн.. В настоящий момент в США существуют три штата, которые гордятся тем, что на их территории нет ни одной шинной свалки: это Миннесота, Висконсин и Мэриленд.
Новые приемы переработки использованных шин и уменьшение количества шин, закапываемых в землю, способствовали развитию рынка, способного переработать до 77.6% ежегодно выбрасываемой авторезины. В среднем, американцы избавляются от 218 млн. шин в год, в то время как на автомобильном рынке появляется 281 млн. новых покрышек. Как сообщает американская Ассоциация Производителей резины\Rubber Manufacturers Association, 115 млн. старых используются в качестве топлива. По стандартам США, 1 шина типичной пассажирской автомашины эквивалентна 7 галлонам нефти (31.8 литрам). Применяемая в качестве топлива дробленая автомобильная резина на дает 10-16% больше тепла, чем каменный уголь.
40 млн. шин используются для строительства гражданских объектов, например, автомобильных дорог. При этом дороги не только покрываются специальным “шинным” асфальтом, который, кстати, дешевле, чем обычный, но и огораживаются шумозащитными стенами, построенными из смеси цемента и измельченной шинной резины. До 34 млн. шин перерабатываются в поверхностные покрытия и другие подобные продукты. Примером применения их на практике могут служить спортивные сооружения и особенно детские игровые площадки. Залитые составом, содержащим резину, они считаются более безопасными для детей, поскольку смягчают удар при падении.
Примерно 15 млн. использованных шин США экспортируют в другие страны (и прежде всего в Мексику и Японию). По данным Мексиканской ассоциации агентов по продаже шин\Mexico's National Association of Tire Distributors, 20% всех шин, продаваемых в Мексике - американские шины "сэконд хэнд". Некоторые иностранные компании покупают выбрасываемые американцами шины для производства резиновой крошки, которая используется в строительстве.
Некоторое количество старых шин после вторичной переработки становится товарами народного потребления типа резиновых ковриков, подошв для обуви, шлангов и т.п. Однако все еще остается 16 млн. шин (10% от годовых отходов), которые закапываются в землю. Перед окончательным уходом с лица земли шины измельчаются. Это помогает предотвратить “всплывание” шинных захоронений на поверхность и нарушение поверхностного слоя земли (при закапывании целых шин они имеют тенденцию с годами продвигаться все ближе и ближе к поверхности).