В отличие от соседней и родственной по языку и духу Германии, разделенной вплоть до XIX века на множество мелких княжеств, Австрийская Империя, напротив, объединяла множество наций, культур и наречий. Таким образом, она как бы аккумулировала в себе голоса разнообразных традиций: немецкой, венгерской, чешской, итальянской. Именно это на протяжении веков определяло оригинальность и обаяние австрийской культуры.
Cтилистическое разнообразие наиболее благотворно проявило себя не столько в живописи, сколько в музыке. Австрийцы по праву соперничают с итальянцами - родоначальниками оперы - считая свою родину «страной музыки».
Многие музеи посвящены знаменитым австрийским музыкантам. Это два дома-музея Моцарта в Зальцбурге, на родине композитора, дом Брамса в Мюрццушлаге и множество мемориалов в Вене.
Недостаток мастеров живописи в Австрии с лихвой вознаграждается памятниками архитектуры - соборами, дворцами и монастырями.
Самые знаменитые cреди монастырей - Санкт Флориан (город Санкт Флориан, Верхняя Австрия) и цистерцианские монастыри в Хейлигенкрейце, приблизительно в 25 км на юго-запад от Вены, и в Цветле в 110 км к северо-западу от Вены. Оба они основаны в XII веке, но монастырь в Цветле был в большей степени перестроен в XV и XVIII веках.
Венский Шенбрунн - резиденция императоров - несомненно, наиболее прославленный дворец Австрии, но далеко не самый древний. Гораздо старше его замок Амбрас в Тироле, близ Инсбрука (XVI век). На берегу Дуная, в 70 км на запад от Вены, сохранились руины крепости Дюрнштейн (XII век). В 1192 году узником ее был сам Ричард Львиное Сердце, захваченный австрийским герцогом на обратном пути в Англию из крестового похода. Живописный Зальцбург гордится своим собором (основан в VIII веке, перестроен в 1611-1628 гг.), окруженным тремя площадями с роскошной резиденцией князей-архиепископов - правителей Зальцбурга в течение тысячелетия.
Главные художественные сокровища собраны в музеях австрийской столицы. Второе по значительности художественное собрание - музей барокко в Зальцбурге. В Эйзенштадте (примерно 50 км к юго-востоку от Вены) путешественника может заинтересовать Государственный еврейский музей - одна из самых богатых в Европе экспозиций, посвященных еврейской истории и искусству.
Музеи Вены
Вена с большим правом, чем любой другой город, может претендовать на звание самого музыкального в мире. С XVII века и по сегодняшний день в Вене постоянно звучит музыка. В старинных венских парках - Аугартен и Пратер - садовые оркестры играют лендлеры и вальсы. С Веной связаны имена Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса, Малера, Брукнера, Легара, Иоганна Штрауса, а также композиторов так называемой «нововенской школы» (1-я половина XX века) - Шенберга, Берга и Веберна. Кроме традиционных для любого крупного города картинных галерей, памятников истории и архитектуры, Вена изобилует музеями, так или иначе связанными с музыкой. Среди них собрание музыкального общества (Musikverein), коллекция старинных музыкальных инструментов при музее истории искусств и, last but not least, - памятные места, связанные с жизнью и деятельностью великих музыкантов. Вена бережно сохраняет мемориалы почти всех композиторов, работавших в ней. Особенно посчастливилось поклонникам Бетховена - они имеют возможность посетить целых четыре дома-музея великого композитора.
Говоря о музеях Вены, в первую очередь необходимо упомянуть величественный Шенбрунн - резиденцию австрийских императоров, изящную готическую церковь св. Стефана - такой же символ столицы Австрии, как Эйфелева башня - символ Парижа, музей графики - галерею Альбертина и, наконец, главный художественный музей Австрии - музей истории искусств (Kunsthistorische Museum).
Музей истории искусств
Основное здание музея, расположенное в центре города на площади Марии-Терезии, хранит коллекции, собранные за несколько веков австрийской династией Габсбургов. Среди них гордость музея — Картинная галерея, собрание скульптур и декоративного искусства, египетские, греческие и римские древности и нумизматический кабинет. Музей имеет филиалы — музей оружия, собрание костюмов и экипажей (расположенное в замке Шенбрунн), старинные музыкальные инструменты, произведения прикладного искусства и другие.
Пестрота собрания объясняется пестротой вкусов и пристрастий царствующих особ. Коллекционирование произведений искусства начал в XVI веке император Рудольф II. Но более всего музей обязан Великому герцогу Леопольду Вильгельму, коллекция которого стала ядром сегодняшней Картинной галереи. Будучи наместником Нидерландов в середине XVII века, Леопольд обогатил собрание Габсбургов шедеврами нидерландской живописи XV-XVII вв., а также произведениями итальянского (в основном венецианского) Ренессанса.
Художники итальянской школы представлены именами Антонелло да Мессина, Веронезе, Тинторетто, Корреджио, Караваджо, Сальватора Розы, Гвидо Рени и других. Жемчужины итальянской коллекции — полотна Андреа Мантеньи, Рафаэля и Тициана.
Редкостной по богатству коллекцией представлена нидерландская школа. Венский музей располагает крупнейшим в мире собранием картин Питера Брейгеля Старшего. Оно насчитывает девять значительных полотен, среди которых прославленная «Зима» («Охотники на снегу»). В России этот шедевр особенно известен благодаря Андрею Тарковскому, который процитировал его дважды: в фильмах «Солярис» и «Зеркало».
В галерее выставлены произведения нидерландцев XV века — Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Иеронима Босха. В залах XVII века советуем обратить внимание на единственную в Австрии картину гениального голландского художника Вермеера Дельфтского. Вермеер оставил после себя очень мало полотен, так что немногие музеи могут похвастаться наличием в своей экспозиции его произведений. Два других голландца, Рембрандт и Рубенс, напротив, часто встречаются в российских и европейских музеях. Тем не менее два великолепных рембрандтовских портрета и знаменитая рубенсовская «Шубка» заслуживают того, чтобы перед ними остановиться.
Другие художественные школы представлены в музее не столь обширно, но не менее качественно. Любитель живописи наверняка задержится перед произведениями немецких живописцев Дюрера, Гольбейна, Альтдорфера и Кранаха, а также великого испанца Диего Веласкеса.
Большие изображения художественных произведений из коллекции Музея истории искусств:
- Корона Священной Римской Империи;
- Рафаэль "Мадонна на лугу";
- Брейгель "Охотники на снегу";
- Рембрандт "Портрет сына художника, Титуса, за чтением";
- Арчимбольдо "Лето";
- Босх "Несение креста";
- Вермеер "Мастерская художника".
- Галерея Альбертина
Этот музей - одно из богатейших, если не самое богатое в мире, собрание рисунков и графики, начиная с эпохи средневековья и по настоящее время. Начало коллекции положил герцог Альберт Саксонский (1738 - 1822), который дал свое имя как собранию, так и зданию, в котором оно размещается. Более 50 лет герцог Альберт собирал рисунки, потратив на свое увлечение немало средств, полученных им благодаря браку с дочерью императрицы Марии-Терезии - Марией Христиной. После его смерти коллекционирование продолжили наследники, а после падения дома Габсбургов коллекция была объединена с коллекцией гравюр бывшей Императорской библиотеки и выставлена в 1921 году под общим названием «Коллекция графического искусства Альбертина».
В настоящее время галерея располагает рисунками величайших мастеров Возрождения: Рафаэля Санти, Микеланджело Буонаротти, Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Рембрандта ван Рейна, Петера Пауля Рубенса, Клода Лоррена. В собрании XIX-XX века представлены произведения знаменитых австрийских художников Густава Климта, Оскара Кокошки и других. Кроме того, Альбертина обладает ценным собранием миниатюр, а также открыток и архитектурных моделей.
Поскольку произведения графики требуют особого температурного и светового режима, в Альбертине нет постоянной экспозиции рисунков, зато часто проводятся разнообразные выставки.