Самый лучший официант — тот, без которого можно обойтись. Первым идею отказа от обслуживающего персонала в пользу машины предложил и реализовал еще Герон Александрийский, создавший почти две тысячи лет назад автомат для продажи воды. Но идеи Герона не прижились. Второе дыхание вендинг обрел лишь в конце XIX века, когда активно стал внедряться не только в розничную торговлю, но и в сферу общественного питания.
Нидерландская сеть Febo задала моду на современные рестораны автоматического обслуживания.
|
Первый торговый автомат в Москве появился в 1888 году. В 1901 году в России, а через год и в США появились уже первые «автоматические рестораны», предлагавшие целые комплексные обеды. Позднее в Филадельфии возникла первая в истории сеть ресторанов быстрого питания Horn & Hardart’s Automats, ставшая впоследствии крупнейшим подобным предприятием в мире.
Убил идею автоматической продажи еды фаст-фуд. Модель ресторана быстрого питания с «человеческим лицом» оказалась удобнее, экономичнее, к тому же она обладала более высокой пропускной способностью.
Последним из могикан стала та же сеть Horn & Hardart’s Automats — просуществовав почти век, она окончательно ушла со сцены лишь в 1991 году, что ознаменовало конец эры автоматического сервиса. Однако пару недель назад знамя борьбы за автоматическое удовлетворение клиентов подняла сесть ресторанов Bamn!
Идею Bamn! создатель сети Дэвид Леонг подсмотрел в Голландии, где автоматические закусочные никогда не сдавали позиций, а местная сеть Febo стала даже чем-то вроде достопримечательности. Закупив оборудование в Голландии, он решил не повторять ошибок предшественников. Хотя бы не проигрывать традиционному фаст-фуду ценовую войну. Одно блюдо (пицца, гамбургер, сэндвич) стоит в заведении $2,5.
Идею автоматизации поддержали и ритейлеры. Французская сеть автоматических магазинов Yatoo Partoo успешно развивает свой бизнес, насчитывающий уже более 30 автоматических супермаркетов во Франции и Испании. Ее конкурент — бельгийская есть Shop2 — управляет более чем 150 автоматическими магазинами в семи европейских странах. А американский провайдер автоматического ритейла Shop2000 как развивает собственную сеть, так и предлагает оборудование другим игрокам рынка. После полувекового тайм-аута автоматический сервис возвращается на поле.