В тесте участвуют автомобили: Hummer H2
Этот автомобиль помогает чувствовать себя почти всемогущим. Но не ждите, что он сохранил все таланты военного вседорожника, на который так стремится быть похожим.
Смирно! Вольно. Разойдись...
«Лейтенант Дубров! Проверка документов». Несколько секунд назад офицер ГАИ уверенно остановил трехполосный поток на въезде в столицу и выудил нас из левого ряда. «Бронированный?» – служивый не скрывал восхищения нашей машиной. И тут же, завидев водительское удостоверение категории B, обрадовался пойманному нарушителю. «Хаммер-Н2» на московских улицах уже не диковинка, и к тому, что немало владельцев машины полной массой 3901 кг разъезжают с «легковыми» правами, блюститель закона, похоже, уже привык.
Концовка только начавшегося спектакля оказалась неожиданной. Лейтенант отдал под козырек и, с грустью протянув: «Так этот же у нас собирают...», возвратил бумаги. Калининградский Н2 не может похвастать броней или зенитным пулеметом. Зато в его свидетельстве о регистрации есть запись: максимальная масса 3493 кг. Вольно, лейтенант! К нам не может быть претензий.
Я волнуюсь
Каюсь, встречи с Н2 я ждал с некоторым опасением. Свежи еще были в памяти впечатления от того самого, первого, армейского «Хаммера», совсем недалеко ушедшего от ГАЗ-66. Я, конечно, успокаивал себя, что не нужно будет штурмовать пески близ Багдада. Утешал себя мыслью, что Н2 всего лишь непривычно широкий вседорожник. Американцы просто взяли за основу дизайн вояки «Хаммера» Первого, чуть подретушировали, добавили лоска и водрузили все это на платформу «Тахо».
Однако вблизи он все равно производит сильное впечатление. Как ездить на этом великане по городу? И кто же это смог втиснуть его на скромный пятачок перед автосалоном?
Первое впечатление
Глаза боятся, а руки уже дергают дверную ручку. Нет, это не люк механика-водителя БМП. Широкая и высокая дверь легко подается и отворяется. Одна нога на подножке, другая уже почти в салоне... но тут же зацепляется за педаль тормоза. Впрочем, через секунду забываю об ушибленной ноге. Я не могу привыкнуть к огромному салону. Широкие кожаные кресла двигает электропривод. Но сделаны эти диванчики, кажется, для штангистов-тяжеловесов. Так что со своей субтильной фигурой я чувствую себя в них ущербным. Крышка подлокотника по площади не уступит ресторанному подносу. А корма заканчивается где-то далеко за шестым креслом. Не вседорожник – автобус. Да и назад почти ничего не видно. Чуть ли не половину довольно узкого заднего стекла закрывает огромная, водруженная в салоне «запаска».
Однако же поехали! Многолитровая «восьмерка» с утробным тигриным мурлыканьем оживает, и «Хаммер» неожиданно легко, по-кошачьи, трогается с места. Я разгоняюсь, еду и только через минуту понимаю: так увлекла меня могучая эта машина, словно не я ею, а она мной управляет. Вот, пожалуйста, – повернул не в ту сторону!
Сижу настолько высоко, будто забрался в салон карьерного самосвала. Легковушки кажутся букашками, «Паджеро» – машинкой, выкатившей на дорогу из песочницы. Водитель автобуса, остановившегося на светофоре, и тот притулился ниже.
Примерившись к роли царя горы, с удивлением замечаю, что справляться с большой тяжелой машиной не труднее, чем с «паркетником». Мощный гидроусилитель даже на месте позволяет провернуть огромные – шириной 315 мм – зубастые вседорожные колеса. Диаметр разворота велик – 13,5 м. Но разворачиваясь, я чуть захватываю тротуар, и «Хаммер» незаметно проглатывает внушительной высоты бордюр. Будто и не было этой ступеньки вовсе. Занять место в потоке еще проще. Почтение теперь написано на лицах всех без исключения участников движения. Так что через четверть часа все мои опасения растаяли без следа.
В асфальтовых джунглях
Внушительные габариты Н2 – это не обман зрения. В плечах он шире двух метров и ростом примерно столько, а учитывая большие хромированные зеркала, ему для проезда нужен коридор под 2,5 м. Стремясь каждой черточкой походить на бравого «Хаммера» Первого, Н2 велик не только внешне.
Под капотом V-образная «восьмерка» на 6 литров. В двигатель нужно заливать полтора ведра охлаждающей жидкости и 5,7 литра масла. База машины больше трех метров. Багажник без малого на 2,5 кубометра. Топливный бак 121 л.
Я топаю по педали газа, и автомобиль срывается с места, словно разбушевавшийся слон. На 80-ти и 120 км/ч машина почти не теряет темперамента. 488 Н.м позволяют сохранять азарт даже такому тяжеловесу. Катит «Хаммер» тихо. Стабильно держит траекторию и, самое приятное, незаметно справляется с огромными выбоинами. Правда, уже на 140 его прыть так же неожиданно сникает. Виной тому – аэродинамика кирпичного сарая и довольно растянутый «автомат».
И все же за несколько часов путешествия по асфальтовым дорогам Москвы и ее окрестностей Н2 все чаще меня радовал. Послушный, большой, внушающий уважение, до поры он старался на удивление бережно охранять спокойствие своего владельца.
А вот самое вкусное я оставил на десерт. Ездить на «Хаммере» и не попробовать его на бездорожье – все равно, что побывать в Париже и не взглянуть на Эйфелеву башню.
Второй – не значит первый
Постоянный полный привод, 2-ступенчатая раздаточная коробка «Борг-Уорнер» с электронным управлением, внушительный – 25 см под задним мостом, 26,5 см под картером двигателя – дорожный просвет, зубастые покрышки «BF-Гудрич-LT315/70R17» сразу позволили без пробуксовок штурмовать разбитую скользкую грунтовку. Помимо мощной (2,64) понижающей и блокировки центрального дифференциала можно принудительно заблокировать и дифференциал заднего моста. Вкупе с огромными ходами подвески и стальной защитой не только мотора и бензобака, но и картеров раздатки и АКП это очень обнадеживало. Безбоязненно промчавшись там, где раньше с опаской ездил на многих универсальных вседорожниках, я начал верить в его непобедимость.
Даже на штурм довольно крутого косогора (на глаз – градусов 40), перестав бояться за сохранность очень высоко посаженных носа и кормы, отправился с полной уверенностью в победе. А вот перевалить через очередной холм автомобиль оказался не способен. Созданный отнюдь не для военной службы, «Хаммер-Н2» в угоду комфорту подрастерял часть геометрической проходимости (для сравнения, у Н1 40 см под картером). Длинная колесная база и низко висящие пороги уменьшили так называемый угол рампы с 32,5 до 25,80. Проще говоря, если вершина холма, через который вам нужно проехать, будет круче 1280, гражданский «Хаммер» плотно сядет на брюхо. А это уже худший результат, чем, например, у «Дефендера», LХ470, «Рейндж-Ровера», не говоря уже о короткобазных «Паджеро» или «Гелендевагене». Крутой гребень, через который я переваливал на 3-дверном «Пинине», оказался Н2 не по зубам. Так и пришлось пятиться задом.
Лицо преуспевающего индивидуалиста
Итак, распрощавшись с большей частью внушительного своего вооружения, на бездорожье «Хаммер» показал себя не очень выдающимся бойцом. И, понятное дело, к условиям жизни в современном городе он не слишком приспособлен. Кошелек на заправке похудел сразу на 1800 рублей. Со средним расходом 30–32 литра на сотню огромного бака не хватило и на 400 км. Пришлось смириться и с далеко не лучшими тормозами. Благодаря большим дискам, Н2 отлично замедляется с высокой скорости до 70–80 км/ч, но для полной остановки в намеченном месте на педаль тормоза приходилось давить с троекратным усилием. От моего черного воинственного «проходимца» в городе шарахались многие машины, но, привычно объезжая пробку через один из московских двориков, я вынужден был вернуться. Не таранить же, в самом деле, плотно припаркованные машины.
Вот почему мало-помалу выдающаяся по уровню энергоемкости и комфорта подвеска, отличная музыкальная система «Боуз», обилие электроприводов и даже всеобщее внимание перестали меня радовать. В новом гражданском воплощении «Хаммер» хочет казаться лучше, чем он есть на самом деле. И все же несколько сотен российских владельцев H2, выбрав этот дорогущий джип в качестве имиджевой машины, похоже, готовы закрыть глаза на его такие малюсенькие – по сравнению с физическими данными – недостатки.
Не оглядывайтесь на Америку
В США «Хаммер-Н2» стоит от $41 тысячи. В России его цена в аналогичном исполнении начинается с $90 020. Как видите, это дорого по сравнению с Америкой, но примерно на 18–20% меньше, чем стоила у нас эта машина до начала сборки в Калининграде.
В базовом Н2 есть 2 подушки безопасности, климат-контроль, бортовой компьютер, электропривод стеклоподъемников, обогреваемых зеркал и передних сидений, обогрев всех сидений, стереосистема «Боуз» с 9-ю динамиками. Кресло для шестого пассажира стоит $530, электролюк и комплект ковриков – $1500.
«Хаммер-Н2-Эдвенча» за $91 800 оснащен трубчатыми порогами, кенгурином с дополнительными фарами, рейлингами, компрессором. Топовый «Лаксори» за $92 010 подразумевает наличие хром-пакета (ручки, рейлинги, зеркала).
ЗА
Уникальная внешность, комфортабельная энергоемкая подвеска, хорошая курсовая устойчивость на высоких скоростях, просторный салон, высокие внедорожные способности
ПРОТИВ
Большой тормозной путь, плохая обзорность, высокий расход топлива, низкая защита моторного отсека от грязи и влаги, большая масса, задумчивый «автомат», высокая цена