В тесте участвуют автомобили: Mitsubishi Lancer Evolution
Посмотреть другие фото (1) |
Не знаю как вы, а я никогда не был одержим биологией. Но всякий раз, когда речь заходит об автомобилях спортивной линии "Мицубиси-Лансер", именуемой "Эволюшн" (Evolution), на ум приходит Жан-Батист Ламарк - отец первой эволюционной концепции живой природы. Понимаю, что ученый-естествоиспытатель никакого отношения ни к "Мицубиси", ни к автомобилям вообще не имеет, но ничего не могу с собой поделать.
Самое же интересное, что, сев за руль "Эволюшн VII" последнего поколения спортивных "лансеров", я оказался во власти ламарковской теории, согласно которой виды непрерывно изменяются под влиянием внешней среды. Организм стал отчетливо ощущать воздействие этого автомобиля: руки сами легли на руль в положение "без четверти три", не защелкнув четырехточечный ремень было как-то неловко трогаться, а звук заработавшего двигателя вызвал непреодолимое желание сорваться с места.
Моя эволюция в направлении спорта началась!
Влияние внешних факторов
Хочешь не хочешь, а при одном взгляде на эту машину, созданную на базе модели японского рынка "Лансер Седиа", заряжаешься спортивной энергией и азартом. В тебя вселяется бес-искуситель - подбивает вырваться из потока, "веером" пройти поворот или обойти "шестисотый". Тем более, что в нашем распоряжении оказалась не просто базовая версия, а тюнинговая, прошедшая на фирме "Спортмобиль" первый этап доработок, называемый "белым". В результате "Эволюшн" приобрел металлокерамическое сцепление, модифицированные системы впуска и выпуска, дополнительный топливный бак и контроль за охлаждением турбины.
На внешние эффекты российские тюнингисты обращают гораздо меньше внимания. Впечатляющий спойлер на крышке багажника у "Эво VII" в "базе". И это не имитация спортивности, а функциональная деталь - для того, чтобы автомобиль прижимало к земле на высоких скоростях.
Дополнительные вентиляционные решетки на капоте - словно ноздри дракона. Когда капли дождя попадают на разгоряченный мотор, из них вырывается пар. Для полного сходства с чудищем не хватает только языков пламени... но здесь это была бы уже нештатная ситуация. Сказочный змей двухъярусной "пастью" жадно хватает воздух, который так нужен для охлаждения двигателя.
Онтогенез
Спортивностью пронизана каждая деталь салона, хотя сам по себе он немногим отличается от рядового "Лансера". Никаких дуг и каркасов безопасности - это для настоящих гонщиков, для соревнований. Тогда как "Лансер Эво VII" - спортивная модель: она позволяет ездить быстро, очень быстро, но при этом не терять потребительских качеств легкового автомобиля, то есть возить некий груз в багажнике, а в салоне - трех-четырех пассажиров, помимо водителя.
В стандартной комплектации здесь спортивные сиденья "Рекаро" с рельефной боковой поддержкой. Из-за нее посадка и высадка водителя и его соседа несколько осложнены: приходится переваливаться через боковой выступ подушки. А сидеть можно только прямо: никаких поворотов и полуповоротов такие кресла не допускают. Зато даже на самом крутом вираже вас не выкинет из рекаровской "чашки". Обтянутое кожей рулевое колесо "Момо" сочетает в себе не только стильность и спортивность: в его ступице упрятана еще и подушка безопасности. Руль имеет только вертикальную регулировку. Он по-раллийному придвинут к водителю: считается, что это способствует более точному рулению.
Необычный прибор - турбо-таймер избавляет владельца от необходимости "крутить" двигатель на холостом ходу некоторое время после остановки, чтобы предотвратить перегрев деталей турбокомпрессора. На нашем "Эволюшн" мотор работал полминуты после выключения зажигания. Турбо-таймер может выполнять еще целый ряд функций: спидометра, показывая среднюю и мгновенную скорости, тахометра и хронометра - для измерения времени прохождения классической дистанции "стрит-рейсинга" (402 метра или 1/4 мили).
Но больше всего мне понравился рычаг коробки - алюминиевый полированный шарик, покрытый полупрозрачным синим лаком. Это тюнинговый элемент английской фирмы "РаллиАрт". При первом прикосновении меня поразил пронизывающий холод, исходивший от него. По мере прогрева салона и привыкания к автомобилю он потеплеет, а потом, в пылу тестовых заездов и вовсе нагреется - даже покажется обжигающе горячим.
Элементы самопроверки
Чтобы тронуться с места на "Эво VII", надо постараться: металлокерамическое сцепление не прощает малейших ошибок. "Ловить" момент троганья, который скрыт буквально в миллиметрах хода педали, нужно предельно сконцентрированно, тонко улавливая реакцию автомобиля. Это своего рода допуск к управлению спортивным снарядом: сумел тронуться - поезжай! Зато потом, при наборе скорости или торможении с переключением на низшие передачи такое резкое сцепление становится лаконичным и понятным. Педаль можно не выжимать полностью: едва коснувшись ее ногой, мгновенно "втыкаешь" нужную передачу.
Сверхчувствительный руль тоже не потерпит вольностей: если едешь прямо - замри и не шевелись. Пожалуй, никогда я так остро не ощущал связь колес с поверхностью дороги. Все неровности концентрировались в пальцах рук, сжимающих руль. На раскатанных за лето асфальтовых колеях нужно было отлавливать машину, стремящуюся сойти с гребня. Жесткая подвеска только усиливала связь с дорогой, не пропускала ни одного бугорка и стыка полотна, заявляя об этом толчками в спину. Словом, "Эволюшн" не даст расслабиться ни на минуту.
Радость спортивных побед
Тогда зачем такой неспокойный автомобиль? Для повседневной жизни - безусловно, не нужен. Но вот для жизни спортивной или, точнее, околоспортивной требуется именно такой. Понимать это начинаешь после прохождения первых поворотов на испытательном полигоне.
"Эво" попадает в свою стихию. Подвеска перестает казаться жесткой. Автомобиль влетает в вираж и словно дразнит: мол, могу еще быстрее. Прибавляешь скорости, а он снова поднимает планку. Короткие четкие ходы синего шарика, разгон, и вновь чувствуешь, что "Лансер" не исчерпал своих возможностей. Если условно принять всю совокупность качеств автомобиля за 100%, то в "Эволюшн" 80% от спортивного авто и только 20% от обычного легкового.
А как же электроника - АБС (антиблокировочная система), АСD (Active Center Differential - активный центральный дифференциал)? Здесь все они служат спорту. По свидетельству конструкторов, новый электронный контроллер движения при одинаковых условиях позволяет уменьшить радиус поворота по сравнению с прежней версией. Кроме того, на виражах АСD распределяет тяговое усилие, передавая максимум крутящего момента на заднее внешнее колесо - "доворачивая" автомобиль.
Согласитесь, найти в одном месте одновременно и снег, и гравий, и сухой асфальт, чтобы оценить поведение машины в разных режимах работы активного дифференциала, не просто. Пришлось довольствоваться асфальтовым покрытием, пробуя разные положения селектора. Общее мнение таково: в режиме snow (снег) система позволяет активнее доворачивать автомобиль тягой, делая его более "вертлявым", а вот в режиме tarmas (бетон) ее вмешательство менее очевидно. Вариант gravel (гравий) - промежуточный.
Да, "Лансер Эволюшн VII" совсем не прост. Он настроен на победу. Позволить себе такую машину (чуть дешевле 50 тысяч долларов) может только целеустремленный человек, а спортивной эволюцией хозяина (по Ламарку) займется... сам "Эво VII". Ведь среда его "обитания" - спорт. Но только отбор будет уже не совсем естественный.