В тесте участвуют автомобили: Nissan Note
Посмотреть другие фото (9) |
Рекламные слоганы автомобильных компаний, как правило, просто красивые фразы, которые ни к чему не обязывают. Однако у «Ниссана» есть модель, в точности соответствующая фирменному «Превосходя ожидания». Буквально во всем – от количества подстаканников в салоне до ездовых качеств «Ноут» предлагает больше, чем ожидаешь от семейного микровэна.
Если вы уже осознали преимущества микровэнов над классическими легковушками, мимо «Ноута» точно не пройдете. И не будете спрашивать, почему он дороже «Алмеры-Классик», хотя размерами меньше.
Но сегодня многие интересуются «Ноутом» просто из любопытства. Модель новая, активно рекламируется, быстро завоевывает популярность. Что ж, тем больше приятных сюрпризов обещает знакомство с этим автомобилем.
Сколько стоит?
Прайс-лист начинается с $15 090 за базовый «Комфорт-1,4». Однако «Ноут» без кондиционера мало кого интересует, а с кондиционером «Комфорт-1,4» стоит $16 180. «Комфорт-1,6» с кондиционером можно получить с ручной коробкой за $17 380 и с автоматической за $18 380. Конечно, мотор и тип трансмиссии – вещи принципиальные. Но в данном случае важнее то, что «Ноут-Комфорт» представляет собой просто вместительный автомобиль с высокой посадкой водителя и пассажиров.
По-настоящему удобным микровэном он становится, начиная с версии «Лаксори». Она на $1150 дороже кондиционированного «Комфорта» и отличается не только более богатым набором общепринятых благ, но также всевозможными мелочами, обеспечивающими удобство быта в автомобиле. Для семейно-туристического микровэна это очень важно. «Лаксори-1,4» стоит $17 330, а «Лаксори-1,6» – $18 730 с «механикой» и $19 730 с «автоматом».
Топ-версия «Текна-1,6» еще на $860 дороже. Однако бесспорно приятны и полезны в ней лишь CD-чейнджер, электропривод складывания зеркал и кожаный руль. Климат-контроль, как выяснилось, работает плохо, а низкопрофильные 16-дюймовые шины ухудшают ездовой комфорт.
Итак, в оптимальном «Лаксори» «Ноут» стоит $17 330–19 730. Дорого это или дешево? Сравнивать харизматичный микровэн с посредственной во всех отношениях и к тому же устаревшей «Алмерой-Классик» просто неуместно. А вот с ближайшими аналогами... «Мерива» в равной комплектации на $1000–1300 дороже. Самый доступный в классе «Фьюжн», который микровэном можно назвать с большой натяжкой, примерно на $600–800 дешевле.
Так что сегодня цена «Ноута» выглядит, по крайней мере, адекватной. Остается выяснить, насколько автомобиль ее оправдывает.
Снаружи и внутри
Одно из замечательных качеств «Ноута» в том, что в его внешности не ощущается семейной обреченности. Посмотрите на «Мериву». Возле детского сада или гипермаркета она выглядит гармонично. Но представьте себе этот «автобус» перед ночным клубом или фитнес-центром...
«Ноут» – совсем другой. Оригинально изогнутая линия крыши, задние стойки с обратным углом наклона, рубиновые бумеранги заходящих на крышу фонарей. Даже наивно-лупатые фары участвуют в создании яркого, оригинального стиля. Дизайнерам удалось добиться, чтобы на семейный микровэн обращали внимание не меньше, чем на экстравагантную «Микру». Но если «Микра» – машинка сугубо женская, то за рулем ее родного братца вполне уместно выглядит и глава семьи.
Однако восприятие «Ноута» во многом зависит от цвета кузова. В полутонах вроде серебристого, серого или бронзового металликов автомобиль теряется напрочь. «Ноут» должен быть ярким – оранжево-кирпичным, лимонно-желтым или синим, как наша машина. Тогда на него действительно смотрят.
Никогда бы не подумал, что «Ноут» собирают в Англии. Кузовные панели подогнаны идеально, зазоры между ними маленькие и ровные, двери захлопываются очень мягко. Забегая вперед, салон тоже сработан безупречно. По ощущениям – настоящий «японец»... Отворяю огромную дверь и проскальзываю внутрь, даже не успев задуматься об удобстве посадки-высадки. Вот оно – принципиальное отличие высокого микровэна от классической легковушки.
Внутри, как и снаружи, «Ноут» не пытается скрыть родство с «Микрой». Те же дверные ручки, «приборка», полукруг центральной консоли и блок климат-контроля. Однако в отделке не осталось и следа от легкомысленности «лягушонка». Сочетание фактуры и цветовой гаммы материалов подобрано таким образом, что салон «Ноута» выглядит не по возрасту солидно и дорого.
Кроме того, интерьер отличается непривычной для автомобилей такого класса тщательностью проработки деталей и вниманием к мелочам. Все ручки и переключатели работают очень четко. Крышка верхнего бокса на центральной консоли – что крышка шкатулки для драгоценностей. Верхние поручни подводятся к потолку плавными микролифтами. Огромный перчаточный ящик может охлаждать или согревать напитки, а на его крышке предусмотрен отдельный карман для бумаг, чтобы они не мялись.
Машины в исполнениях «Лаксори» и «Текна» дополнительно оснащены семейным пакетом. Он включает передний и задний подлокотники, ящик под передним пассажирским креслом, крючки для пакетов, столики с подстаканниками и двойные вещевые карманы на спинках передних сидений. Кроме того, в «Лаксори» и «Текне» добавляются индивидуальные лампы для чтения и 12-вольтовая розетка для задних пассажиров.
Казалось бы – мелочи, без которых вполне можно обойтись. Но пересядьте в версию «Комфорт» без семейного пакета и представьте, что в выходные вы отправились всей семьей на природу. Куда пристроить грязную детскую обувь и мусорный пакет? Как ваши чада будут управляться с гамбургерами и стаканчиками с колой, держа их в руках? А теперь вновь пересядьте в «Лаксори» или «Текну»...
Зато феноменально просторным задним диваном «Ноут» обладает вне зависимости от варианта исполнения. Расстояние между передними и задними сиденьями – просто огромное. Это обеспечивает не только королевский комфорт обитателям заднего дивана. Спинки передних сидений ложатся вровень с подушкой заднего, в результате чего получаются два достаточно ровных спальных места. Для круизного автомобиля это важно.
За рулем
Посадка водителя в «Ноуте» хоть и достаточно высокая, все же ближе к легковой, нежели к вертикальной «автобусной». Сиденье в целом очень даже приличное. К нему примерялись коллеги различного телосложения, и все остались довольны. Но вот подголовник... Мало того, что он треугольный и выпуклый, так еще и наклонен вперед слишком сильно. Чтобы он не упирался в затылок, мне пришлось отклонить спинку назад больше желаемого.
Эргономика продумана в целом неплохо. Несмотря на то, что руль регулируется только по углу наклона, а диапазон продольного перемещения сиденья не назовешь рекордным, удобно устроиться за рулем смогли все приглашенные на примерку тестеры. Органы управления находятся на своих местах и работают по привычному японскому алгоритму – садись и поезжай. Не понравилось лишь отсутствие индикации режимов работы АКП. Поскольку селектор «автомата» – прямоходный, без индикатора на приборной панели, иногда промахиваешься мимо D и попадаешь в «двойку».
Обзорность для компакт-вэна – отличная. Передние габариты помогают контролировать «рожки» на фарах. В огромных, как у джипа, боковых зеркалах отображается все, что происходит позади автомобиля и в соседних рядах. Заднее стекло не перекрыто подголовниками (в нерабочем положении они утапливаются) и расположено так, что водитель смотрит в него сверху вниз. Благодаря этому парковаться задним ходом можно достаточно точно. Кроме того, задний «дворник» оснащен прерывистым режимом. В ненастную погоду его не приходится ежеминутно включать-выключать.
Теперь – некоторые нюансы комплектаций. Версия «Лаксори» хороша всем, кроме субтильного пластикового руля, уместного лишь в «Комфорте». В «Текне» не понравились приборная панель и климат-контроль. При включенной в дневное время подсветке белый фон «приборки» практически сливается с оранжевыми цифрами. Что же касается «климатики», то нормально работает она только в ручном режиме. В автоматическом она превращает салон то в сауну, то в холодильник. Уж лучше обычный кондиционер в «Лаксори».
Грузим чемоданы
На первый взгляд, багажник «Ноута» не особо соответствует потребностям семейного автомобиля. Всего-то 280 литров объема и стандартная схема трансформации – спинка дивана складывается в пропорции 60:40, образуя высоченную ступеньку на полу.
Чудеса начинаются при более близком знакомстве. Оказывается, диван можно сдвинуть на 16 см вперед, в результате чего объем трюма увеличится до внушительных 437 литров. Конечно, в таком положении сзади смогут разместиться разве что дети. Но в большинстве случаев такие жертвы не требуются. Чтобы поставить в багажник детскую коляску, диван достаточно подвинуть вперед на половину хода. При этом взрослые пассажиры усядутся на нем с достаточным комфортом.
В версиях «Лаксори» и «Текна» багажник дополнительно оснащен двумя удобными полками «флекси-борд». Независимо друг от друга их можно устанавливать в нижнее или верхнее положение, ворсовой или пластиковой стороной вверх, что позволяет использовать объем багажника максимально эффективно. Например, установив обе на «втором этаже» и сложив спинку дивана, получаем практически ровную площадку без перепада высот плюс «погреб» для мелкой поклажи.
И, опять же, внимание к мелочам. В багажнике предусмотрены скобы для фиксации крупной поклажи, удобные крючки для легких пакетов и 12-вольтовая розетка для подключения, скажем, холодильника. А под верхней полкой удачно разместились крепления для знака аварийной остановки.
Так что по части грузовых возможностей «Ноут» также показал себя молодцом. Хотя два повода для критики все же нашлись. В спинке заднего дивана не предусмотрено лючка, а в нишу запаски-докатки не умещается полноразмерное колесо. Соответственно, для перевозки лыж придется жертвовать хотя бы одним посадочным местом (для микровэна это нежелательно). А колесо в случае прокола – класть в багажник, который в дальних поездках обычно забит под завязку.
Безопасность
В независимых краш-тестах по методике ЕвроNCAP «Ноут» набрал 31 балл (два из них за сигнализаторы непристегнутых ремней), что позволило ему заработать твердые 4 звездочки. И заметьте, что столь высокая оценка была получена по результатам всего двух ударов – фронтального и бокового. Столбовой удар наверняка добавил бы еще два балла до максимально возможных пяти звезд. Но для этого оконные подушки безопасности должны быть в стандартной комплектации, а для «Ноута» в Европе они предлагаются за доплату.
Нам с вами подушек полагается еще меньше. В России «Комфорт» располагает только фронтальными, а в дорогих «Лаксори» и «Текна» добавляются лишь передние боковые. Оконные, которые защищают головы водителя и всех пассажиров, не получить в любом случае.
Для такого автомобиля экономия совершенно неоправданная. Это народную «Алмеру-Классик» можно продавать хоть вообще без подушек – лишь бы подешевле. «Ноут» же покупают люди с другим менталитетом. Если человек сознательно выбирает семейный микровэн, значит, он уже научился ценить безопасность свою и своих близких.
Зато в «Ноуте» штатно предусмотрены крепления изофикс, что позволяет использовать детские креслица данного стандарта для детей весом до 18 кг. Пассажирская подушка безопасности отключается, и спереди можно устанавливать детское сиденье, развернутое спинкой вперед.
По дорогам...
Мы не халтурили – честно пытались опробовать в деле все модификации «Ноута». Однако в течение двух месяцев в пресс-парке «Ниссана» и у всех московских дилеров для тест-драйва была доступна только 1,6-литровая версия с автоматической коробкой. Странно. В «Форде» и «Мицубиси» почему-то могут поддерживать ассортимент тестовых машин, чтобы покупатель не брал кота в мешке.
Что ж, посмотрим, как едет «1,6-автомат». Отлично едет! Во-первых, 110-сильный мотор для своего объема весьма способный – охотно принимает нагрузку и бодро крутится до красной зоны на тахометре. Во-вторых, он очень хорошо сочетается с коробкой. По меркам «автоматов» машина быстро следует за педалью газа, при этом переключения происходят очень плавно и, самое главное, всегда в нужный момент. Пожалуй, это лучший дуэт 1,6-литрового мотора и «автомата» из всех, с которыми довелось познакомиться. На таком «Ноуте» можно и в городе пошустрить, и в дальнюю дорогу всей семьей отправиться. На загородной трассе динамики хватает даже с полной загрузкой.
Рекомендовать «Ноут» для путешествий можно еще и по соображениям ездового комфорта. Для автомобиля класса В он удивительно тихий и мягкий. «Аэродинамика» на скорости не досаждает, 15-дюймовые шины тоже помалкивают (а вот низкопрофильные 16-дюймовые на «Текне» пересчитывают всю дорожную мелочь). Даже мотор заявляет о своем присутствии только после 3500 оборотов и только на разгоне. Но это – норма для автомобилей классом выше. Пожалуй, лишь задняя подвеска излишне разговорчива при проезде лежачих полицейских.
Зато по плавности хода подвеска очень комфортабельна. Возможно, даже слишком. В поворотах она допускает заметные крены и раскачку кузова, а при полной загрузке ей уже не хватает энергоемкости. На скоростных волнах подвеска периодически замыкается на отбойники.
По идее, автомобиль с такой плавностью хода на прямой должен вести себя хорошо, а в поворотах – не очень. Прямую «Ноут» действительно держит отлично. С курса его не сбивают ни выбоины, ни продавленные в асфальте колеи. Но, как выяснилось, рулить на «Ниссане» тоже приятно.
Конечно, по сравнению с неоправданно жестким «Фьюжном» он не столь азартен – мягкие в штатных режимах реакции по мере приближения к пределу сменяются бесхитростным скольжением «морды» наружу. Но главное, что ездовые повадки «Ниссана» очень правильные и надежные. Настройки рулевого управления, тормозов и подвески настолько выверены, что даже водитель средней квалификации быстро осваивается с машиной и начинает получать удовольствие от активной езды, не опасаясь подвоха. От комфортного семейного «вагона» я ожидал худшего.
Возможно, взятые по отдельности ездовые составляющие «Ноута» и не претендуют на гениальность. Но чтобы высокий и недорогой микровэн обладал столь выверенным балансом динамики, ездового комфорта и ездовых качеств... Снимаю шляпу.
...и без них
Понятно, что микровэн – по сути, обычная легковушка. Поэтому его внедорожные способности следует считать достаточными уже в том случае, если автомобиль способен свернуть с асфальта и проехать по ровной грунтовке до берега озера.
Дорожный просвет «Ноута» в незагруженном состоянии составляет вполне приличные для легкового автомобиля 160 мм. Однако его пороги и передний бампер расположены лишь немногим выше этой точки, то есть низковато. Так что по геометрической проходимости «Ноут» такой же посредственно-легковой, как и «Мерива». При наличии силовой защиты двигателя аккуратно съехать с асфальта могут оба. Но за поджарым «Фьюжном» по кочкам не упрыгать ни тому, ни другому.
Эксплуатация, сервис
Гарантия на «Ноут» по-японски щедрая – 3 года или 100 000 км пробега (что наступит раньше). При этом условия гарантии прописаны четко, без подвохов, позволяющих трактовать заводские дефекты в пользу продавца. Межсервисный интервал составляет 15 000 км (для наших условий это оптимально), а стоимость плановых ТО едина для всех дилеров. Такой подход говорит о цивилизованном отношении «Ниссана» к послепродажному обслуживанию своих автомобилей.
Не радует лишь заявленная стоимость ТО – для автомобиля такого класса она высоковата. Хотя и здесь все по-честному. Если иные автопроизводители лукавят, выдавая за стоимость ТО замену одного лишь масла с фильтром, то «Ниссан» закладывает в цену все регламентные работы – замену свечей, тормозной и охлаждающей жидкостей, воздушного и салонного фильтров.
Сервисная сеть «Ниссана», состоящая из 38 техцентров, расположенных в 19 крупных городах России, уже сегодня позволяет использовать «Ноут» в качестве круизного автомобиля. А к началу следующего туристического сезона география сервисной сети «Ниссана» должна еще расшириться.
Мы решили: в версиях «Лаксори» и «Текна» – лучший на сегодняшний день микровэн. Ни больше ни меньше.