В тесте участвуют автомобили: Ford Focus, Skoda Octavia
С чем у вас ассоциируется дизель? Наверняка многие скажут: шумный, зато уверенно везет с минимальных оборотов; экономичный, но дорогой в обслуживании…
В России отношение к легковым дизельным машинам всегда было неоднозначным. Причин нелюбви хватает: во-первых, прежние дизели не могли приблизиться по динамическим показателям к бензиновым. Во-вторых, они заметно дороже. Наконец, самый главный минус – качество солярки в стране было, мягко говоря, невысоким, опасным для моторов.
Как следствие, официальные дилеры просто не завозили такие модификации. Сегодня дела обстоят несколько лучше, хотя до Европы с ее 50-процентной долей дизелей на рынке нам еще далеко.
Пока самый бюджетный вариант предлагает «Форд» в лице народного любимца «Фокуса». Он и представлял для нас наибольший интерес. Ближайший по цене конкурент… А вот тут загвоздка – не брать же в напарники грузопассажирские «Пежо-Партнер» или «Мицубиси-L200»! Поэтому фоном будет «Шкода-Октавия» – мощнее, дороже, но тоже дизельная и, как бы это… типично легковая. Пусть каждый автомобиль представляет свой класс и социальную группу владельцев. Главная задача – разрушить или оправдать стереотипы.
«Фокус», пожалуй, самый желанный на сегодня автомобиль в своей ценовой категории. Правда, экземпляр, который попал к нам в руки, оказался далеко не в самой распространенной комплектации. Помимо собственно турбодизеля «Дюраторк» объемом 1,8 л и мощностью 115 л.с., его отличают от «базы» кузов универсал, система курсовой устойчивости, дорогая музыкальная система с MP3-плейером, электропривод сиденья и другие недешевые опции.
Таким образом, народный любимец потянул на 21 335 «вечнозеленых». Дорого? Смотря с чем сравнивать. Например, тестовая «Шкода» стоит все $34 569! Даже аналогичный «Фольксваген-Гольф», на платформе которого построена «Октавия», немного дешевле… Но главное-то сейчас – тип мотора, а разные кузова и особенности комплектаций для нас дело второстепенное.
За этими мыслями я скоротал время по дороге к представительству «Форда», где на стоянке меня поджидал нарядно припорошенный снегом синий универсал.
Небензиновый не «мустанг»
Еще один бросок, и я прячусь в салоне от холодного ветра. Здесь все как обычно, то есть как у редакционной машины, к которой успел привыкнуть. Разве что огромная магнитола нескромно лоснится хромовой окантовкой и логотипом «Сони». Ну, и что в тебе особенного?
Вопрос отпал, стоило повернуть ключ: звук работающего мотора не спутать ни с чем. Тронулись? Не тут-то было: спустя доли секунды после того, как я отпустил сцепление, «Форд» заглох. Причем с устрашающим ударом. Таким, что в голове мелькнула анимационная страшилка: шатун, пробивающий блок, и рассыпающиеся на куски поршни. Брр… Попробуем еще раз. Чуть больше газу – и «Форд» срывается с места под тревожно мигающую пиктограмму системы стабилизации. То пусто, то густо! Спокойно, друг, тебя не «Мустанг» зовут, бросай свои фокусы!
На третьем светофоре я понял машину, а она приняла меня. Двигатель хорош. Просто следует иметь в виду, что он «не везет», если стрелка тахометра падает ниже 1200 об/мин. Там, где самый тщедушный бензиновый моторчик, надрываясь, все-таки ускоряет автомобиль, дизель «Фокуса» норовит либо заглохнуть (слышать этот звук больше двух раз невыносимо!), либо «тормозит», словно повисший компьютер. Ничего не поделаешь, турбояма…. Рецепт один: перехожу на одну передачу ниже, и «пинок» включившегося турбокомпрессора тут же отправляет «Форд» вперед с неожиданным рвением. За это можно простить вялость «внизу».
Управляемость «Фокуса» в очередной раз принесла лишь положительные эмоции. Послушно, не слишком нервно он реагирует на команды рулем и стабильно «пишет» дугу. Универсал лишь на йоту больше седана и хэтчбека проявляет склонность к заносу в критических режимах.
Вопреки ожиданиям, вибрации и шумы не досадили. Самый нагруженный ими орган – рычаг механической коробки, на который дрожь приходит волнами, то отступая, то захлестывая с удвоенной силой. Но это лишь придирка. Гораздо существеннее в наших условиях, что дизель неохотно греется. На бензиновой машине еще можно выехать в пробку и греться по ходу дела, а вот дизель требует выхода на «боевой» режим, иначе от инея на боковых стеклах избавитесь нескоро. А еще универсал грязнуля – задний стеклоочиститель надо включать частенько…
От скромности не умрет
А что «Октавия»? Признаться, отношение к «Шкоде» у меня примерно такое же, как и к дизелям в России, – неоднозначное. Да, «Фелиция» когда-то была любима и признанна. Теперь «шкоды» менее доступны, чем хотелось бы, а вот престиж марки так и не достиг высот «Фольксвагена» или «Ауди». Появившейся недавно «Октавии» по силам совершить переворот, но цены быстро охладили пыл сторонников чешского авто.
Вот и она, бордовая скромница с кузовом хэтчбек, на первый взгляд так напоминающая седан. Нажимаю кнопку на брелоке, и «Октавия» с готовностью помаргивает поворотниками, попутно разжигая ксенон в фарах. Знакомство с машиной началось необычно – с заднего сиденья (просто хотел забросить туда пакеты с бумагами). На первый взгляд, просторно: не утерпев, сел назад. Видимо, предыдущий водитель был не слишком рослый, уж больно вольготно во втором ряду. Но когда занял место за рулем, пришлось даже подвинуться вперед – и…
Это «Шкода»? Дорогой пластик, отменная подгонка панелей, приятные на ощупь ручки, отличные сиденья и эргономика в целом. Полная иллюзия, что попал в «Гольф», скорее, даже в «Пассат».
Кто бы мог подумать, что дизельный мотор может быть настолько хорош, особенно в сочетании с «автоматом»! Тут следует уточнить: не простым, а DSG – это трансмиссия с двумя сцеплениями. Та самая, что ставят на «фольксвагены» и «ауди». Двухлитровый двигатель мощностью 140 л.с. будто рожден для того, чтобы передавать момент на колеса через эту коробку.
В отличие от «Форда», здесь не нужно водить глазами за стрелкой тахометра. Знай себе дави на педаль и получай удовольствие от разгона, во время которого двигатель звучит грубовато, но очень напористо. В режиме «Спорт» обороты не падают ниже 1500, а переход на следующую передачу происходит на 4500 об/мин. Переключения выполняются почти моментально. Все это создает ощущение весьма динамичной езды. Прицепиться можно лишь к подергиваниям при сбросе газа, но от них легко избавиться, перейдя в обычный «Драйв».
За городом «Октавию» отличает мощный подхват при обгонах даже на скоростях выше 100 км/ч, позволяющий закончить маневр с большим запасом. Шасси продемонстрировало европейский характер. На мелких неровностях «Шкода» весьма комфортабельна, но на более-менее серьезных дефектах полотна начинает сотрясать седоков.
Вот мы и подошли к развязке. «Стоит ли?» – спрашиваю себя снова и снова. Чтобы легче было ответить, подсчитаем средний расход. За время 400-километрового теста «Форд», проехав и по городским, и загородным дорогам, в среднем просил 6,9 л на 100 км, «Октавия» – 7,3 л. Редакционный бензиновый «Фокус» с мотором 1,6 л мощностью 100 л.с. потребляет около 9 л.
Таким образом, сэкономить удастся не менее 2 л на 100 км. Учитывая разницу в цене дизельного топлива и бензина, это в лучшем случае 50 руб. на каждую сотню. То есть каждые 10 000 км в копилку можно откладывать по 5000 рублей, или 170–180 долларов. Много? Тут самое время вспомнить о цене машин. Дизельный «Фокус» дороже бензинового почти на 2000 долларов, так что окупится последний не раньше чем через 110 000 км. Гм... Есть над чем поразмыслить…
Ford Focus
«Фокус II» появился в 2004 году, спустя год его производство наладили во Всеволожске. С конвейера сходят 3- и 5-дверные хэтчбеки, седан и универсал. Сегодня «Фокус» – самый доступный легковой дизель на отечественном рынке.
Двигатели: бензиновые 1,4–2,0 л (80–145 л.с.), турбодизель 1,8 л (115 л.с.).
Коробки передач: 5-ступенчатые механические двух видов, 4-ступенчатый «автомат» (только с мотором 1,6 л, 100 л.с.).
Комплектации: Ambiente, Comfort, Trend, Ghia.
Цена: $11 720–25 165.
FORD FOCUS – ДИЗЕЛЬНАЯ МОДИФИКАЦИЯ ТРЕБУЕТ ПРИВЫКАНИЯ, НО, ЕДИНОЖДЫ ПОНЯВ ЕГО, ПЕРЕСЕСТЬ НА БЕНЗИНОВЫЙ ВАРИАНТ МНОГИМ НЕ ЗАХОЧЕТСЯ. САМОЕ ГЛАВНОЕ – НАЙТИ АРГУМЕНТЫ ДЛЯ ПОКУПКИ ИМЕННО ТАКОЙ МАШИНЫ…
+ Завидная экономичность, уверенный разгон начиная с 1500 об/мин, четкая работа механической коробки передач, достойная управляемость.
- Недостаток тяги на близких к холостым оборотах, медленный прогрев салона.
Skoda Octavia
Второе поколение «Октавии» дебютировало в 2004 году на автосалоне в Женеве. Выпускают с кузовами хэтчбек и универсал.
Двигатели: бензиновые 1,6 и 2,0 л (102 и 150 л.с.), турбодизельные 1,9 и 2,0 (105–140 л.с.).
Коробки передач: 5- и 6-ступенчатая механическая, 5-ступенчатый «автомат», 6-ступенчатая автоматизированная DSG.
Комплектации: Classic, Ambiente, Elegance, 4х4.
Цена: $21 036–34 569.
SKODA OCTAVIA – ОТЛИЧНЫЙ ВАРИАНТ ДЛЯ ТЕХ, КТО УЖЕ ВЫРОС ИЗ «ГОЛЬФА», НО ЕЩЕ НЕ ДОЗРЕЛ ДО «ПАССАТА». НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО ДИЗЕЛЬНАЯ 2-ЛИТРОВАЯ МАШИНА САМАЯ ДОРОГАЯ В ГАММЕ, МЫСЛИ «Я ПЕРЕПЛАТИЛ» НЕ ВОЗНИКАЕТ.
+ Экономичный мотор со спортивными амбициями, отменная трансмиссия, высокое качество отделки, богатый выбор комплектаций.
- Высокая цена, довольно жесткая подвеска.