В тесте участвуют автомобили: Volkswagen Golf
"Гольф" покоряет своей универсальностью. С одной стороны - изящная женская игрушка, с удобной посадкой, легкими рулем и педалями. С другой - заряженные версии GTi: мощные моторы в легкой машинке превращают ее прямо-таки в снаряд на колесах. Маленький, верткий "Гольф" хорош для тесных городских улочек, он уверенно держится и на трассе. Благодаря короткой базе и небольшим свесам одолеет не сильно разбитый проселок.
А большая задняя дверь вкупе со складывающимися задними сиденьями позволит использовать его и как мебельный фургончик. Единственный, но весомый минус - цена. Новый автомобиль стоит от 15 до 22 тыс. долл. За такие деньги покупатель вправе рассчитывать на качество существенно выше среднего. В этом он не ошибется. Свидетельство тому - четырехлетний опыт эксплуатации машин, о котором речь ниже.
Двигатели
Их - целая гамма, как бензиновых, так и дизельных, с турбонаддувом и без. Наиболее распространенные - рядные безнаддувные бензиновые "четверки" рабочим объемом 1,6 и 1,8л, чуть меньше - 1,4- и 2-литровых. Мощные V6 (2,8л), V5 (2,3л) и 1,8-турбо (на версии GTi) встречаются еще реже. Все дизели рабочим объемом 1,9л, подавляющее большинство - с турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива (индекс TDi). Изменяемый наклон лопаток турбины прибавляет к наддувным 90л.с. еще 20 - 25. Двигатели, даже дизельные, работают на удивление тихо - в салоне их почти не слышно.
Отказов немного. У мотора 1,6л, 101л.с. были проблемы с пуском в холодную погоду. Они решены в 1999 году с появлением нового блока управления. При замене форсунок специалисты рекомендуют заказать специальные, рассчитанные на "бензин с примесями" - с ними мотор работает надежнее. Обрыв ремня ГРМ или срезание его зубьев случается весьма редко. И все же лучше подстраховаться - заменять ремень уже после 80 тысяч км пробега, не дожидаясь предписанных инструкцией 120. При этом обязательно обратите внимание на натяжной ролик: если появился люфт или шум в подшипнике - меняйте его вместе с ремнем.
Турбодизели хлопот почти не доставляют, легко пускаясь даже в морозные дни. По динамике разгона они лишь немного уступают бензиновым, зато топлива расходуют в полтора-два раза меньше, да и солярка существенно дешевле бензина. Так что при интенсивной эксплуатации имеет смысл переплатить за дизель - он быстро окупится. Однако заправка должна быть проверенная: "левая", особенно с водой солярка, быстро загубит топливную аппаратуру.
Моторы 90 и 110л.с. первых выпусков страдали повышенным масляным аппетитом. Теперь все в норме, но если умеренный расход масла начинает расти на глазах, это повод прислушаться к подшипнику турбины, продиагностировать ее на сервисе. Чтобы продлить жизнь турбине, после "прохватов с ветерком" не выключайте двигатель сразу, дайте ему поработать хотя бы минуту на холостых оборотах - детали турбокомпрессора должны остыть. Требователен этот агрегат и к качеству масла - случалось, что после доливки всего лишь литра купленного на дороге масла, мотор заклинивал, не пройдя и сотни километров. Бывает, закоксовывается масляная магистраль, и если детали двигателя покрылись темным налетом, прочистите ее. Справедливы эти рекомендации и для бензиновых моторов с турбонаддувом.
Поддон двигателя - алюминиевый, поэтому случись наехать на камень - расколется обязательно. Заводская пластиковая защита спасает только от грязи и мелких камней. В магазинах продается стальная, но не всякая подойдет по креплениям. К тому же при попытке открутить приржавевшие болты они нередко ломаются, а нарезать новую резьбу удается не всегда. Помня об этом, проследите, чтобы при установке резьбу промазали антикором.
Трансмиссия, рулевое управление, тормоза, подвеска
Коробки передач - как механические, так и "автоматы" - сюрпризов не преподносят. Надежны ШРУСы и подшипники колес. А вот рулевое управление порой доставляет хлопоты: начинает течь рейка, снижается эффективность гидроусилителя. Дефект не зависит от пробега: на большинстве машин рейка без проблем выхаживает 100 тысяч и более километров, но может "пустить слезу" и после 20. Причиной люфта и стуков в рулевом управлении могут быть разболтавшиеся внутренние шарниры рулевых тяг. Лечение болезней одно - замена деталей.
После зимней эксплуатации осмотрите соединения тормозной магистрали. Алюминиевые прокладки соленая вода порой прогрызает насквозь. Можно заменить их подходящими по диаметру медными. В остальном тормозная система надежна.
Подвеска автомобилей с "российским пакетом" значительно усилена и в целом без осложнений выхаживает 100 тыс. км. Слабое место - стойки стабилизатора поперечной устойчивости: их ресурс в полтора-два раза ниже - 40-50 тыс. км.
Электрооборудование, кузов
Часто причина выхода из строя дорогой электрики - неумелая эксплуатация или несвоевременное обслуживание. Так, закисшие оси рычагов стеклоочистителя способны вывести из строя электродвигатель или детали привода (той же болезнью страдает и "Skoda Octavia"). Поэтому раз в год стоит смазать оси, разобрав привод.
Если при закрывании стекло двери перекашивается в проеме и не попадает на свое место, скорее всего, сломаны или расколоты его пластмассовые направляющие. Как правило, это случается при попытке опустить примерзшее стекло, включив электростеклоподъемник. А заменять приходится весь узел в сборе... или каждый раз подправлять стекло рукой. Иногда оно вообще не закрывается - срабатывает защита от защемления руки. Если перекоса нет, чтобы восстановить нормальную работу узла, часто достаточно смазать направляющие силиконом. На моделях первых выпусков выходили из строя и сами электродвигатели стеклоподъемников.
Порой преподносит сюрпризы и неправильная установка сигнализации. Внешне она может работать нормально, но в блоке управления двигателем появятся коды ошибок.
К кузову - никаких претензий, хотя износостойкость эмали могла бы быть и получше. Гнилых "гольфов IV" пока нет, да и немудрено - с начала выпуска прошло всего четыре года, а производитель, не поскупившись на полную оцинковку, дает 12-летнюю гарантию от сквозной коррозии.
Итог
Этот "Фольксваген", сначала основательно подразорив владельца, в дальнейшем много бережнее относится к его кошельку, если только тот не вздумает экономить на обслуживании и запчастях. Но во сколько оценить удовольствие от вождения, комфорта, продуманную систему безопасности? Впрочем, есть и подержанные автомобили. Сегодня "Гольф IV" с пробегом 60-80 тыс. км стоит в Москве 10-12 тыс. долл. Он может стать выгодной покупкой - цена уже значительно упала, а ресурс едва начал вырабатываться. Как правило, два-три года на такой машине можно ездить, не вкладывая больших денег в обслуживание и ремонт, а затем продать ее, много не потеряв.
А вот впечатления самих владельцев:
Купила "Гольф IV" (двигатель 1,6 л) несколько месяцев назад. Небольшие габариты и легкий руль очень помогают при парковке. Внутри просторно и много места для мелочей. Я езжу быстро, но расход топлива на удивление небольшой - 7-8 литров на "сотню". На трассе скорости совсем не чувствуется, а обгонять легко и приятно, не обязательно даже переключать передачу - достаточно нажать на газ. Жесткая подвеска, пожалуй, единственный недостаток этой машины.
Жанна, Москва
Через несколько месяцев после покупки на моем "Гольфе" сломалась половина пластмассовых деталей в салоне: задний подстаканник, задняя пепельница, ручки откидывания сидений, пистоны крепления ковра, а также замок перчаточного ящика. На "Гольфе II" за сто с лишним тысяч километров пробега с подобными проблемами сталкиваться не приходилось. В гарантийном ремонте мне отказали, хотя и признались, что мой случай - не единичный. Похоже, в этот раз на пластмассе немцы решили сэкономить.
Александр, Москва
Мой прежний автомобиль - "Гольф III". "Четверка" - совсем другая машина. Отделка салона просто великолепна, а голубая подсветка спидометра сводит пассажирок с ума. От дизельного мотора (даже в 115 л. с.), честно говоря, такого не ожидал: ускорение буквально вдавливает в спинку сиденья, а 180 км/ч можно ехать на 3000 об/мин. Думаю, что и следующей моей машиной станет "Гольф".
Михаил, Санкт-Петербург