В тесте участвуют автомобили: Citroen C5
Посмотреть другие фото (16) |
Модели среднего класса становятся все более похожими друг на друга. Если вам это не нравится, обратите внимание на "Ситроен-С5".
Индивидуальности должно быть в меру
Экстравагантные внешне и уникальные технически, автомобили «Ситроен» всегда считались товаром внутреннего потребления. За пределами Франции и ее бывших колоний их не особо жаловали. Вот и в России дела у «Ситроена» до недавнего времени шли ни шатко ни валко.
Помнится, в начале 90-х в Москве продали партию ХМ. Затем – короткий всплеск интереса к «Ксантии». Но то были лишь эпизоды.
Ситуация начала меняться с середины 2000 года, когда продажи «Ситроена» резко пошли в гору. Например, в прошлом году у нас было реализовано 2152 машины, из которых 887 составили именно С5. В чем причина успеха? Во-первых, появилась нормальная дилерская сеть, которой раньше не было. Во-вторых, наши покупатели избавились от недоверия к «французам». Положительную роль сыграло и то, что под влиянием хозяев из «Пежо» автомобили «Ситроен» перестали быть «не от мира сего». Индивидуальность и самобытность они сохранили ровно настолько, насколько это необходимо, зато стали понятны не только французам. Но главное, «Ситроен» повел в России разумную ценовую политику.
Интересное предложение
С5 с кузовом хэтчбек и 2-литровым мотором стоит от 21 900 до 29 000 евро. Однако если вам не нужны кожаный салон с электрорегулировками кресел, люк в крыше при наличии климат-контроля и Hi-Fi аудиосистема за 1300 евро вместо штатного CD-плейера, на верхнюю цифру можно не обращать внимания. Учитывая богатейшую стандартную комплектацию, автомобиль в любом случае обойдется до 25 000 евро. Даже с «автоматом». Если дооснастить до такого уровня другие европейские модели-одноклассники, большинство из них будут дороже. А ведь С5 еще и уникальную гидропневматическую подвеску имеет. И размерами он больше многих аналогов. В общем, по соотношению цена/количество автомобиля конкурентов у 2-литрового С5 найдется немного.
К сожалению, этого нельзя сказать про 3-литровый V6. Вот если бы объем двигателя составлял 2,5 л… А так получается 32 000–37 000 евро. Дороговато. Впрочем, вас никто не заставляет покупать явно избыточную машину, которой отведена роль флагмана фирмы.
Поставляется к нам и универсал с 2-литровым мотором. При прочих равных он стоит примерно на 1500 евро дороже хэтчбека.
Для знакомства мы взяли хэтчбек с 2-литровым двигателем и автоматической коробкой передач (1300 евро) в максимально оправданной, на наш взгляд, комплектации. «Базу» дополнили легкосплавные колесные диски (500 евро), датчики давления воздуха в шинах (190 евро), обивка «велюр Моара» (500 евро) и пакет «Авто-седан» (460 евро) – задний парктроник, внутрисалонное зеркало с автоматическим переключением день/ночь, наружные зеркала с электроприводом складывания и автоматической настройкой на задние колеса при включении заднего хода. Как видите, за 24 850 евро вы получаете машину, в которой есть все, что нужно и даже более того.
Снаружи и внутри
Когда я открыл багажник, сосед по стоянке вздрогнул. Он подумал, что заднее стекло отклеилось и выпадает из проема. Еще бы – вокруг стекла нет никакой рамки, никаких зазоров. «Ситроен-С5» мастерски замаскирован под классический седан, хотя на самом деле он хэтчбек.
Выглядит автомобиль намеренно тяжеловесно. Округло-мягкие линии передней оптики и крыльев плавно перетекают в высокую, почти полутораметровую крышу. На боках тоже жирка хватает. Особенно массивен пластиковый пояс по нижнему периметру кузова. Если бы не ступенька багажника, С5 походил бы на раздобревший «Пикассо», который и спереди и сзади выглядит одинаково. Правда, многое зависит от цвета. Машину особо полнят темные эмали. А светлые «металлики», наоборот, скрадывают тучность и позволяют любоваться причудливыми линиями и переходами.
Зато универсал выглядит гармонично. Его и визуальная тяжеловесность не портит, и корма с тонкими полумесяцами вертикальных фонарей смотрится классно. Это тот редкий случай, когда копия оказалась лучше оригинала.
Впрочем, и хэтчбеку досталось лишь за то, что прежние «ситроены» были более изящными. Да, но ведь за пределами исторической родины их плохо покупали именно потому, что они были слишком французскими. А С5 хорошо приняли во всей Европе. Если посмотреть с этой стороны, победа дизайнеров состоит уже в том, что они сумели сохранить национальную самобытность и преемственность стиля. В машине стопроцентно угадывается «Ситроен».
Интерьер, видимо, тоже разрабатывали патриоты марки. Поскольку букву «Икс» убрали из обозначения модели (помните: СХ, ВХ, ХМ), они решили воплотить ее в оформлении салона. Скрещенные линии прослеживаются в стежках сидений, нижние усы «Икса» обрамляют центральную консоль, а между верхними пристроился дисплей бортового компьютера. И пусть отделочный пластик не самого высокого качества, пусть зазоры между панелями не отличаются немецкой точностью подгонки, пусть внутренние дверные ручки не совсем удобны. Главное, сохранен ни с чем не сравнимый французский шарм и ощущение легкости. Словно невидимый психолог говорит тебе: «Парень, относись к вещам проще. Радуйся жизни и не брюзжи, как старая дева».
Порадоваться здесь, действительно, есть чему. Плюшевые передние кресла с откидными подлокотниками и широкий задний диван создают обстановку домашнего уюта. Во многом это заслуга «велюра Моара», который выглядит дороже и благороднее штатной обивки. Кстати, в пакет «велюр Моара» входят вставки «под дерево» на дверях и центральной консоли, кожаный руль, задние коврики и подсветка нижней части салона спереди. А сколько здесь приятных мелочей! В дверях – отдельные закрывающиеся кармашки, под передними креслами – выдвижные лотки для обуви, а огромный «двухэтажный» перчаточный ящик с выходом кондиционера и гнездом для бутылки может превращаться в мини-бар. Даже солнцезащитные козырьки выполнены двойными, чтобы можно было «зашторить» и лобовое, и боковое стекла.
И все же самое яркое впечатление оставляет объем салона. «Ситроен-С5» определенно один из наиболее просторных автомобилей в классе. Его задний диван может принять и троих. По ширине места достаточно, потолок высокий, а пол почти ровный. Здесь даже выдвижная шторка предусмотрена, чтобы через покатое стекло пятой двери не напекло головы пассажирам. Кстати, в хэтчбеке шторка пригодится и зимой. При открывании багажника салон с ней не так быстро выстуживается.
За рулем
Широкие и по-французски мягкие передние кресла на деле оказались очень удобными. Во всяком случае, 300-километровая поездка не оставила и намека на усталость. Но сначала надо было освоиться за рулем.
Регулируемая по высоте и углу наклона баранка с пухлым кожаным ободом быстро находит нужное положение. Все-таки она гораздо приятнее стандартного пластмассового бублика. Правда, сквозь обод руля с трудом просматривается мудреная «приборка» с перегруженной шкалой спидометра и сумбурной мозаикой наползающих друг на друга циферблатов. Ну зачем здесь нужен указатель давления масла?
Чтобы оживить стрелки приборов, я потянулся за ключом зажигания и… чуть не «повернул» пульт дистанционного управления «музыкой», который по форме копирует ключ зажигания и расположен на одной с ним высоте. Зато сам джойстик очень удобен. Стоит к нему привыкнуть, за рукоятками радио уже не тянешься. И это хорошо, поскольку регуляторы громкости и температуры также находятся рядом и практически не различимы по форме. А выставленную единожды температуру лучше не сбивать. Рукоятки «климатики» вращаются плавно, без четких щелчков через каждые полградуса. Чтобы «поймать» нужную температуру, приходится подолгу отвлекаться на дисплей климат-контроля. Зато «климатика» позволяет установить индивидуальный режим для водителя и пассажира.
В остальном эргономика продумана отлично. Все органы управления расположены на месте и работают по ожидаемой схеме. Привыкать придется лишь к небольшому запаздыванию при включении фар, звукового сигнала и некоторых других электроприборов. Это связано с применением мультиплексной проводки, сигналы по которой идут дольше обычного.
Покатое стекло пятой двери и высокая корма несколько ухудшили задний обзор. Однако оставшуюся амбразуру французы постарались не перегораживать. Когда задний диван не занят, подголовники утапливаются вниз. Вместе с тем их форма не позволит усесться на задний диван, не выдвинув подголовник. И все же пакет «Авто-седан», куда входит парктроник, лучше заказать.
Дети в автомобиле
От многих других автомобилей «Ситроен-С5» отличается наличием отключаемой пассажирской подушки безопасности, что позволяет устанавливать на правое переднее сиденье детское креслице, развернутое спинкой вперед. В остальном все, как у всех – «детская» блокировка стеклоподъемников и замков задних дверей, а специальные детские кресла рекомендуется устанавливать на заднем диване.
Грузим чемоданы
И здесь С5 предлагает больше, чем от него ожидаешь. Багажник весьма емкий (455 л), на полу предусмотрена сетка для фиксации мелкой поклажи, а хэтчбек предполагает удобную трансформацию салона. Для перевозки крупных вещей можно не только сложить разделенный в пропорции 40:60 задний диван (при этом образуется абсолютно ровный пол), но также воспользоваться люком за центральным подлокотником. Последнее особенно удобно, когда требуется перевезти, например, лыжи. Они свободно проходят в люк, а для пассажиров остаются два полноценных места.
Но самый приятный сюрприз приготовила гидропневматическая подвеска. Одно нажатие кнопки, и «Ситроен», словно верблюд, услужливо ложится на землю, чтобы хозяину было легче затаскивать на его горб тяжелые тюки. Однако будьте внимательны: если машина остановилась на неровной поверхности, например, над камнем, она ляжет и на камень.
Чтобы прижать к дороге универсал, не обязательно даже заводить мотор – кнопка уменьшения дорожного просвета имеется и в багажнике. А еще в универсале можно не только поднять пятую дверь целиком, но и отдельно ее стекло, когда в багажник надо бросить что-то небольшое, а стоящая сзади машина припаркована впритык. Вообще, «С5-Брэк» очень функционален. Если вам нужен автомобиль среднего класса с таким типом кузова, на «Ситроен» следует обратить внимание в первую очередь.
Ковер-самолет
Какие там сносы-заносы под сброс газа? Гонщикам просьба не беспокоиться. Перемещение С5 в пространстве подчинено плавности и солидности. Двухлитровый двигатель достаточно бодро, без лишней нервозности разгоняет тяжелую машину. Отклики на действия рулем и педалью тормоза предсказуемо-правильные, но спортивной остроты в них нет. «Ситроен» мерно парит над дорогой, как сказочный ковер-самолет.
Плавность хода – вот главная изюминка в поведении машины. Гидропневматическая подвеска действительно делает дорогу ровнее. Кузов заметно содрогается лишь на крупных выбоинах и стыках с острыми краями. Все остальные дефекты дороги вязнут в подвеске, как в резиновой губке. Однако это не означает, что машина становится чрезмерно мягкой. Штормовой раскачки на волнах загородного шоссе за «Ситроеном» не наблюдается. Более того, «умная» подвеска «Гидрактив-III» подавляет крены в поворотах и клевки при разгонах-торможениях. Если же хочется пошустрить, в ней предусмотрен спортивный режим. В обычных условиях его включение остается практически незаметным. Разница появляется только при агрессивной езде по извилистой дороге, когда реакции на поворот руля становятся более острыми.
Из общего солидно-комфортного поведения выбивается лишь нервная работа «автомата». Пожалуй, единственное его достоинство – умение тормозить двигателем. Но при торможении коробка так активно «подтыкает» пониженные передачи, что пассажиры постоянно клюют носом. А на разгонах – достают затылком до подголовника, поскольку и «вверх» переключения происходят с заметными рывками.
Коробка «Ситроена», как и большинство современных «автоматов», умеет адаптироваться под стиль езды водителя. Но лучше бы ее этому не учили! Более-менее адекватно АКПП работает, только когда едешь спокойно или, наоборот, агрессивно. На переходных режимах времени на адаптацию ей требуется, как глубоководному водолазу. Зачем мне нужна коробка с интеллектом, если при выходе на обгон после нескольких минут спокойной езды она отказывается включать «кик-даун»? Это не только неудобно, но еще и опасно. Нет, С5 должен быть с ручной коробкой.
Почти вседорожник
Полноприводная легковушка нужна далеко не всем, поскольку лишняя пара ведущих колес стоит совершенно определенных денег, а возможностей переднего привода хватает в большинстве ситуаций. Куда чаще недостаточным оказывается дорожный просвет: то бампер в сугробе оторвал, то выхлоп замял по дороге на дачу. Здесь С5 предлагает радикальное решение. На скорости до 40 км/ч подвеска позволяет увеличить дорожный просвет до 170 мм, а в случае особой необходимости можно потихоньку (до 10 км/ч) переползти через препятствие, подняв кузов до максимальных 210 мм – как у настоящего вседорожника.
Однако у гидропневмоподвески есть один нюанс. По превышении указанных скоростей кузов автоматически опускается на одну ступеньку ниже вплоть до стандартных 130 мм. А сколько-нибудь внятный индикатор уровня кузова отсутствует. Точнее он есть (выглядит как ограничитель скорости на табло бортового компьютера), но не выделен цветом на общем фоне и загорается на короткие промежутки времени, а потому совершенно не привлекает внимания. Подняв машину и привыкнув к тому, что она уверенно прыгает по ухабам, на ровном участке вы незаметно для себя разгоняетесь чуть быстрее. Кузов опускается до 130 мм, и в следующий момент автомобиль со всего хода прикладывается о землю брюхом… Поэтому за рулем «Ситроена» надо придерживаться правила: поднял кузов – смотри за стрелкой спидометра и поглядывай на табло компьютера.
Эксплуатация, сервис
Дилерская сеть «Ситроена» в России активно развивается. На начало января было зарегистрировано 18 дилеров, из которых 10 обладают правами авторизованного техцентра. До начала лета планируется открыть еще 13 точек по продаже автомобилей и несколько станций техобслуживания. При этом «Ситроен» не ограничивается лишь Москвой и Санкт-Петербургом. Новые дилеры будут появляться именно в регионах.
Примечательно, что в условиях послепродажного обслуживания «Ситроен» не делает никаких поправок на российскую специфику. Заводская гарантия на С5 составляет 3 года или 100 000 км пробега, а плановое ТО предписано проходить через 20 000 км. Все как в Европе. При таком обслуживании С5 не должен вас разорить. Как видно из таблицы, стоимость плановых ТО и, особенно, запчастей весьма умеренна. И это уже реальная статья экономии.
Мы решили: «Ситроен-С5» – неплохой выбор для того, кто привык иметь собственное мнение или просто желает выделиться из толпы. Причем этот выбор может быть продиктован не только эмоциями, но и здравым смыслом.