В тесте участвуют автомобили: Hyundai Matrix, Suzuki Liana
В представлении большинства людей компакт-вэн - это в меру толстенький автомобильчик длиной с легковушку. Из непременных достоинств - просторный салон, который можно как угодно перестраивать по своему усмотрению. Именно таков "Хёндэ-Мейтрикс". Однако многочисленные варианты трансформации интерьера подчас подобны сложной трансмиссии вседорожника - используются редко, но приятно, что есть. А если ограничиться разумной достаточностью - оставить большой салон и сэкономить на том, что не всегда нужно?
Такой подход к решению вопроса демонстрирует " Сузуки Лиана", которая может похвастать, к тому же, и полным приводом.
"ХЁНДЭ-МЕЙТРИКС"
"Мейтрикс" выглядит забавным пухлым малышом: оригинальная внешность разработана в итальянском ателье "Пининфарина". Однако при ближайшем знакомстве автомобиль оказался отнюдь не игрушечным.
Распахнув широкие двери и пройдя - да-да, именно пройдя внутрь, понимаешь: первое впечатление обманчиво, это хоть и компактный, но все-таки вэн. Рецепт выверен: короткие моторный и багажный отсеки позволили не скупиться на длину салона, а благодаря высокой крыше сделали свободный вход и вертикальную посадку. А посмотрите на задние колесики - они откатились почти под самый бампер и не мешаются в дверном проеме! Кстати, двойное уплотнение расположено на его внешней и внутренней кромках, так что проем, а вместе с ним и ваша одежда, останутся чистыми.
"Пухлость" кузова - залог его достаточно большой ширины (внутри 141 см), что в сочетании с почти вертикальными боковинами обеспечивает троим пассажирам сзади вполне достойное существование. Пол почти ровный - ноги не цепляются за пороги и центральный тоннель.
Впрочем, простором можно и пожертвовать, сдвинув вперед разрезной (60/40) диван, целиком или частично. В этом случае сзади особенно не рассядешься, зато объем грузового отсека возрастет на 120 л. Если вещей не очень много, то, учитывая 60 см высоты багажника, можно обойтись и полумерой, просто приведя задние спинки в вертикальное положение. Они регулируются по углу наклона в широком диапазоне, так что при желании устраивайтесь хоть полулежа.
Что еще должно быть у мини-вэна - боксы-полочки-подстаканники? Они есть, столько - устанешь перечислять! Лучше упомянем об уникальном элементе. Похоже, конструкторов "Мейтрикса" раньше других осенило, что за дверную ручку удобнее браться не двумя пальцами, как у подавляющего большинства автомобилей, и даже не тремя, чем может похвастаться меньшинство, а четырьмя (ура-а!!!), что ранее нам встречалось лишь на громадном американском пикапе "Ford F150" с дверями под центнер весом каждая.
Еще спасибо эргономистам за удачно расположенный замок зажигания - чтобы попасть в него ключом, не надо заглядывать под руль. А вот блок приборов посредине передней панели непривычен - первое время взгляд то и дело ныряет под обод руля и, лишь скользнув по узкому окошку со строчкой пиктограмм, отыскивает справа вверху серебристую шкалу спидометра. Впрочем, водителю неторопливого мини-вэна некоторое пренебрежение показаниями тахометра-спидометра простительнее чем при езде на мощном седане или "горячем" купе. Здесь важнее вовремя заметить какую-нибудь аварийную лампочку, а они-то на привычном месте. Да и пассажиры причастность к "процессу" ощущают - то в окошко посмотрят, то на стрелочки всякие...
Для "Мейтрикса" предусмотрены два уровня комплектации - GL и GLS. Нам досталась более богатая; в числе прочего - усилитель руля с регулируемой по углу наклона колонкой, АБС, иммобилайзер, две фронтальные подушки безопасности, ремни с натяжителем, электроприводы стекол и зеркал, центральный замок, кондиционер, подогрев передних сидений, аудиосистема с шестью динамиками, противотуманные фары, легкосплавные колесные диски. С мотором 1,8 л и механической коробкой передач такая машина обойдется в $18 400. Наша же, с "автоматом" - еще единственный пока в России выставочный экземпляр - стоит $19 500.
Ай-я-яй! Как не стыдно! Только расхвалили его, а тут такой прокол - нет, понимаешь, блокировки перемещения селектора в автоматической коробке передач не то что с ненажатой педалью тормоза, но даже без ключа зажигания. А ведь это не прихоть - норма безопасности для большинства машин с "автоматом". Хорошо хоть, двигатель запускается только в "Р" и "R".
Хотите отвести душу за рулем "Мейтрикса"? Не тот случай. Нет, если прожать акселератор до упора да переждать, пока коробка переключится на пару передач вниз, вы ощутите достаточно мощное ускорение под рассерженный рев мотора. Но гораздо приятнее педалировать на грани срабатывания кик-дауна (моя воля - я б вообще этот режим отключил), добиваясь ровного, без рывков, и в то же время достаточно энергичного ускорения. Да, в общем-то, и статус мини-вэна склоняет к тому же. Тогда получаешь от езды удовольствие: обзор сверху хорош, руль легкий, машинка юркая, компактная, очень удобная в городской толчее. На колдобинах, правда, изрядно потряхивает, ну так в Европе, для которой и делался "Мейтрикс", по таким препятствиям только вседорожники пробираются.
Пятиместный "Мейтрикс" дебютировал в нынешнем году на Лейпцигском автосалоне. Построен на платформе "Лантры" и выпускается с ней на одном конвейере в Ульсане (Республика Корея). Оснащается четырехцилиндровыми бензиновыми моторами 1,6 л или 1,8 л, а также трехцилиндровым турбодизелем 1,5 л. Для бензиновых версий наряду с пятиступенчатой механической коробкой передач предусмотрен и четырехступенчатый "автомат".
+ Большие дверные проемы, просторный салон с богатыми возможностями трансформации, комфортабельные сиденья, множество боксов и держателей, удобные дверные ручки, мощная система вентиляции, богатая комплектация.
- Непривычное расположение приборов, отсутствие блокировки селектора АКП, узкий багажник, нет защиты моторного отсека, довольно жесткая подвеска, посредственная динамика.
Hyundai Matrix 1,8 GLS
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест - 5; снаряженная масса - 1286 кг; полная масса - 1820 кг; максимальная скорость - 170 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 12,7 с; расход топлива в условных загородном и городском циклах - 6,9*; 11,5* л/100 км; запас топлива - 55 л; топливо - неэтилированный бензин АИ-95. РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4025; ширина - 1740; высота - 1620; база - 2600; колея спереди/сзади - 1485/1485; дорожный просвет - 160; объем багажника - 350/1284 л; радиус поворота - 5,2 м. ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый с распределенным впрыском четырехцилиндровый двухвальный, четыре клапана на цилиндр, расположен спереди поперечно; рабочий объем - 1796 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 82,0х85,0 мм; степень сжатия - 10,0; мощность - 97 кВт/132 л. с. при 6000 об/мин; максимальный крутящий момент - 166 Н.м при 5000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: привод на передние колеса; коробка передач - автоматическая четырехступенчатая; передаточные числа: I - 2,85; II - 1,58; III - 1,00; IV - 0,68; з. х. - 2,18; главная передача - 4,38. ПОДВЕСКА: независимая типа "Мак-Ферсон" со стабилизаторами поперечной устойчивости, собрана на подрамниках, спереди - поперечные рычаги, сзади - одна продольная и две поперечные тяги. ТОРМОЗА: гидравлические с вакуумным усилителем и АБС, спереди - вентилируемые дисковые, сзади - барабанные. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: реечное с гидроусилителем. РАЗМЕР ШИН: 195/55R15.
Резюме
Настоящий мини-вэн - трансформер. Удобная и практичная машина для горожанина, приверженного спокойному стилю езды.
"СУЗУКИ-ЛИАНА"
Пока думаю, с чего начать, в голову лезет фривольная мысль: недаром, видно, у машины женское имя - смотреть на нее приятнее всего... сзади. Но поровнялся, глянул сбоку; обогнал, заглянул в глаза - и шарм подтаял. Пухлые монотонные боковины чуть тяжелят профиль, а анфас без ярких, выразительных штрихов - словно лицо без макияжа. Что же ты, милая, не подкрасилась? Дабы избежать упреков в пошлости, лучше отказаться от развития темы, а все эротические ассоциации, возникшие у читателей, будем считать случайным совпадением.
Наша " Сузуки Лиана" недешева - $17 500. Однако за эти деньги 1,6-литровый мотор сулит горячий темперамент, а ручная коробка передач и всегда готовая к включению полноприводная трансмиссия (назад - через вискомуфту) обещают незамедлительно реализовать его в любой ситуации. Более разборчива к условиям эксплуатации переднеприводная модификация - но она и дешевле на тысячу. А беспроблемная жизнь с "автоматом" обойдется примерно на столько же дороже.
Однако при близком знакомстве предвкушениям не суждено было сбыться - может, я что-то не так делал, но растормошить "Лиану" не смог. Нет, она старалась, очень убедительно аккомпанируя себе рычанием, но искры из асфальта не высекала - ровненький такой разгон, не хуже чем у других. Кстати, именно звуковое сопровождение отчасти ввело в заблуждение - кажется, хватит ее пришпоривать, пора перейти на следующую передачу. А проверить ощущения сложно: дуга светящихся квадратиков в узенькой прорези приборной панели красива - сил нет, но тахометр в ней узнаешь не сразу, да еще долго привыкаешь. В общем, хочешь полной отдачи - топчи педаль, невзирая на звуки.
К "незамедлительной реализации" тоже надо подходить с пониманием. Нет, песочек, небольшая грязь или же снег и лед, даже если все это на склоне какого-нибудь холмика - для "Лианы 4WD" не вопрос. Главное, не путать ее, скажем, с "Витарой", не загонять в овраги-буреломы - клиренс не тот, а защиты нет. Кстати, о защите на каждый день - открытый снизу мотор вряд ли будет чувствовать себя комфортно в критические времена года. Любопытно, но окраска нашей красавицы подобна загару. Да нет, я не дальтоник, дело не в цвете: серо-голубой "металлик" покрывает только наружные панели кузова, а вот такие интимные места, как моторный отсек и ниша горловины бензобака, окрашены лишь светлой грунтовкой.
Внутри прежде всего привлекает внимание симметричная передняя панель с просторным боксом в центре для установки аудиосистемы. Технологически это оправдано: для стран с левосторонним движением достаточно перенести приборы направо. Не требуя лишних денег, "Лиана" готова предложить усилитель регулируемого по высоте руля, АБС, две фронтальные и две боковые подушки безопасности, ремни с натяжителями и ограничителями усилий, центральный замок, иммобилайзер, электроприводы стекол и зеркал, подогрев сидений, кондиционер, аудиоподготовку да еще и легкосплавные колеса - все это есть в базовой комплектации. О том, что сидишь в мини-вэне, напоминают лишь десятисантиметровый зазор над макушкой да раздваивающиеся внизу передние стойки. В остальном как обычный автомобиль: удобно, посадка совсем не автобусная, умеренно просторно в длину и не очень - для троих сзади - в ширину (здесь 135 см). Весьма аккуратный салон отделан недорогим твердым пластиком и велюром, интерьер оживляют серебристые вставки на руле и регуляторах вентиляции. Из атрибутов, отличающих мини-вэн от легковушки, есть лишь регулируемая (три положения) по углу наклона спинка заднего сиденья да небольшое корытце под правым передним. Удивительно, но, несмотря на выпускную систему и карданный вал внизу, тоннель пола просто крохотный - всего сантиметров десять высотой.
А как с хозяйственными способностями "Лианы", что скрывается за ее симпатичной пятой дверью? Проем широк лишь в средней части, багажный отсек средних размеров и довольно низкий - высота до полки 40 см. Для перевозки крупногабаритного приданого можно разложить разрезные (в непривычной пропорции 45/55) спинку и подушку заднего сиденья. Правда, лежащая спинка образует ступеньку, возвышаясь над полом багажника на 8 см, и, что удивительно, точно такой же толщины под ней остается щель - да уж, логика не самая сильная из женских черт...
Мини-вэн " Сузуки Лиана" на платформе "Балено" был впервые показан в марте 2000 года на Женевском автосалоне. Пятиместный автомобиль оснащается бензиновыми моторами 1,3 или 1,6 л. С более мощным двигателем, кроме пятиступенчатой механической коробки, предлагают четырехступенчатый "автомат", а наряду с передним приводом - также полный. В Японии продается как "Аерио" только с 1,5-литровым мотором и различными вариантами трансмиссии.
Suzuki Liana 1,6 4WD
ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест - 5; снаряженная масса - 1200 (1140) кг; полная масса - 1670 (1640) кг; максимальная скорость - 160 (170) км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - н. д.; расход топлива в условных загородном и городском циклах - 6,3; 9,3 (5,9; 9,2) л/100 км; запас топлива - 50 л; топливо - неэтилированный бензин АИ-92, 95. РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4230; ширина - 1690; высота - 1545; база - 2480; колея спереди/сзади - 1450/1445; дорожный просвет - 160; объем багажника - 480/1062 л; радиус поворота - 5,0 м. ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый четырехцилиндровый с распределенным впрыском, четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распредвалами в головке блока, расположен спереди поперечно; рабочий объем - 1586 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 78,0х83,0 мм; степень сжатия - 9,7; мощность - 76 кВт/103 л. с. при 5500 об/мин; максимальный крутящий момент - 144 Н.м при 4000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: полноприводная, задний мост подключается с помощью вискомуфты (переднеприводная); коробка передач - механическая пятиступенчатая; передаточные числа: I - 3,54; II - 1,90; III - 1,31; IV - 0,97; V - 0,81; з. х. - 3,25; главная передача - 3,94 (4,10). ПОДВЕСКА: независимая типа "Мак-Ферсон" со стабилизаторами поперечной устойчивости, собрана на подрамниках, спереди - поперечные рычаги, сзади - одна продольная и две поперечные тяги. ТОРМОЗА: гидравлические с вакуумным усилителем и АБС, спереди - вентилируемые дисковые, сзади - барабанные. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: реечное с гидроусилителем. РАЗМЕР ШИН: 185/65R14.
+ Оригинальный дизайн задней части кузова, высокий салон, наличие полноприводной модификации, богатая стандартная комплектация.
- Посредственная динамика, жесткая подвеска, шумный двигатель, запаздывание усилителя руля, нечеткое переключение передач, отсутствие защиты моторного отсека, маленький багажник, нетрансформируемый салон.
Резюме
Вот и верь после этого женщинам: с виду мини-вэн, а по сути - высокий хэтчбек. Хотя и у этой дамы есть своя полноприводная изюминка...