Если раньше новые иномарки покупали главным образом лишь состоятельные люди, и объем продаж таких автомобилей совершенно не делал погоды на рынке, то сейчас ситуация начинает постепенно меняться. Пока представительства иностранных автопроизводителей еще не объявили о результатах продаж в 2003 году, но уже сейчас можно сказать, что в этом году в России продано около 180 тыс. автомобилей иностранного производства.
Цифра довольно приличная – около 1/6 от всех проданных в России новых автомобилей. Причем впервые в истории лидером по продажам стала не корейская компания Daewoo со своими относительно дешевыми моделями Nexia и Matiz, а японская Toyota.
Но не только сменой лидера был примечателен 2003 год. Пожалуй, наиболее важное событие для российского автопрома случилось в октябре на автосалоне в Петербурге. Именно там было официально объявлено о том, что СП «GM-АвтоВАЗ» будет выпускать не только внедорожник «Шевроле Нива», но еще и седан Opel Astra, который в России получит иное название - «Шевроле Вива» (Chevrolet Viva). Проектная мощность новой линии по сборке «Шевроле Вива» составляет 17 тыс. машин, но в дальнейшем эта цифра может быть увеличена.
Уже в первый год эксплуатации уровень локализации сборки «Шевроле Вива» составит 43%, а затем в течение довольно короткого промежутка времени он будет доведен до 67%. Ну а через несколько лет «Шевроле Вива» будет на 96% сделана в России (в уровень локализации входят не только сами запчасти, но и все затраты производителя на аренду помещения, оплату электроэнергии, зарплата рабочим и так далее).
А вот сколько будет стоить «Шевроле Вива», пока неизвестно. Ясно только, что базовая версия автомобиля с 1,8-литровым двигателем Opel мощностью 125 л.с. (именно его будут ставить на российскую версию Astra) обойдется покупателям дешевле $10 тыс. Для сравнения, сейчас подобный автомобиль стоит около от $16 тыс.
Пытались порадовать в прошедшем году своих соотечественников и российские автозаводы. Так, «ГАЗ» начал выпуск рестайлинговой «Волги», которая внешне отличается немного иной оптикой. Но самое главное, что «Волга» получила бескворневую подвеску и серьезно модернизированную коробку передач. В следующем году руководство ГАЗа обещает подарить «Волге» новую внешность, а также внести некоторые изменения в салон.
Что касается АвтоВАЗа, то лидер российского автопрома наконец-то решился на переделку «десятки». Правда, несмотря на новое название «ВАЗ-2170», этот автомобиль представляет собой по-прежнему старую «десятку» с иным оформлением передней и задней части, а также другим салоном. Нет никакого сомнения, что внесенные изменения улучшили внешний облик автомобиля, однако огорчает то, что руководство АвтоВАЗа решило позиционировать этот автомобиль, как самый дорогую и престижную модель отечественной автопромышленности. А значит, стоить «ВАЗ-2170» будет около $10 тыс. Немало, особенно учитывая тот факт, что сборочные производства иномарок в России в 2003 году серьезно увеличили объемы производства и будут увеличивать его в дальнейшем.
Что можно ожидать от предстоящего 2004 года? Уже сейчас все эксперты в один голос заявляют, что продажи иностранных автомобилей будут расти, причем весьма значительными темпами. Российским заводам рассчитывать на значительное увеличение продаж не приходится, так что, скорее всего, уровень продаж «ВАЗов», «ГАЗов» и «ИЖей» сохранится примерно на том же уровне. А вот лидер среди иномарок, скорее всего, будет новым. С большой долей вероятности можно предположить, что им станет не Toyota, а Ford , который с каждым месяцев выпускает все больше и больше Focus.