Похоже, в скором времени гоночный мир позабудет о «парадных», летних пробегах и с удивлением откроет для себя самую продолжительную зимнюю гонку на нашей планете, которая бросает вызов российскому бездорожью, суровой зиме – и всем, упустившим свой шанс на приключение. Как следует ударить по бездорожью довелось и вашему покорному слуге – портал KM.RU внес свою лепту в дело Экспедиции-Трофи в качестве информационного парнера.
В этом году организаторы ввели новую дисциплину – для победы в «Культурной навигации» надо собрать как можно больше «краеведческих» точек от Мурманска до Владивостока. Эти точки оранжевые джипы собирали весь прошедший год – в их число должны были войти «непопсовые объекты», из которых и собирается образ России.
В результате в список попали и легендарный бронепоезд, и древний уральский завод, и памятник гоголевскому Носу, и каторга Достоевского.
Сейчас экипажи уже завершают свой маршрут, двигаясь по самым тяжелым участкам – в Забайкалье. А начиналась вся эпопея 23 февраля в Мурманске – такого количества внедорожников город еще не видел. Среди полусотни экипажей из России, ближнего и дальнего зарубежья выделялись команды, уже однажды прошедшие этим маршрутом – «Арсенал-А», «Ночные Волки», «Тенториум», а также ярко-оранжевые, в цвет полярной авиации, внедорожники организаторов.
Первый, ледовый, спецучасток и первые километры маршрута большинство участников, не успев устать, прошли на одном дыхании – что не замедлило сказаться на «улове» мурманских гаишников, которые проявили принципиальность при выявлении нарушителей. Впрочем, стоит отметить, что в дальнейшем особых проблем со стражами порядка не возникало – они с редкой доброжелательностью воспринимали появление расцвеченных всевозможными наклейками машин и реагировали только на совсем явные нарушения правил.
Настоящие испытания начались после Москвы – уже подуставшие гонщики испытали весь букет «прелестей» зимней поездки по России – выходящие «в слепую» на обгон машины, усталость, метели и заснеженные дороги. Последнее, кстати, совсем не расхожий штамп – частенько, стоило съехать с федеральной трассы, как Land Cruiser’ы и Mitsubishi L-200 начинали работать грейдерами, заново прокладывая трассу – поверх существующей, но безнадежно засыпанной снегом. Особенно отличились просеки в районе деревни Сусанино (как раз оттуда был родом легендарный истребитель интервентов), где даже подготовленные автомобили не смогли пройти по вполне явственно различимой на карте дороге – настолько она не отличалась от окружающего белого безмолвия.
Зато зачет «культурной навигации» оказался самым результативным – на выбор штурманов были предложены и «тот самый», из мультика, дом в деревне Простоквашино, и «развалины французского замка», построенные под Владимиром отставным гусарским полковником, и озеро Светлояр, куда ушел легендарный Китеж-град, и подозрительная забегаловка «Ерофеич», расположенная, конечно, в Петушках.
Сейчас, за два дня до финиша, определились лидеры зачета – команды «Off-Road Club — Арсенал А», «4x4 team Latvia», «Тенториум», «Гостелерадио» и «Вымпел — Мульт и Ко», сумевшие не только уложиться в заданное время на длинных сибирских участках, но и успешно преодолеть «ледовую ромашку», устроенную на льду Байкала. Несмотря на романтическое название, «ромашка» требует полной отдачи от водителя и штурмана: в сжатые сроки надо обнаружить точку, пользуясь только ее приблизительным описанием и координатами, и вернуться на базу – чтобы получить листок с данными про новую точку.
Впрочем, даже команды, выбывшие из основного зачета, продолжают путешествие – остановиться в конце 16.000-километрового пути не может, кажется, никто.