Сегодня разобраться в том, что есть на рынке, практически невозможно: рекламируется нечто совсем зверское, причем с небывалым цинизмом. Представьте, что испытывает человек, у которого угнали машину -- он спускается в метро, а там на него набрасывается реклама "Аллигаторов", "КГБ" и прочих "Пантер".
Одни "бренды" упирают на броское имя, вторые -- на высокое качество за небольшие деньги, третьим мы просто доверяем, поскольку мы/наши знакомые уже имели с ними дело. Но вот первый совет: при выборе автосигнализаций даже не пытайтесь начинать с названия -- их уже столько, что "крыша поедет". И смело плюньте на рекламу. Потому что надежность той или иной сигнализации только на 20 процентов зависит от ее марки, а на 80 -- от качества установки.
"Все сигнализации делают на трех заводах в Тайване, просто каждый продавец лепит тот лэйбл, который рекламирует", -- вот как на все это смотрят профессиональные установщики. Они категоричны, но недалеки от истины: современные "сигналки" действительно похожи, как две "вазовские" "шестерки", и отличаются лишь формой брелоков и цветом коробки. Доверьте этот выбор опытному установщику, а не продавцу или специалисту по рекламе. Тут как в хирургии: вас не должно интересовать, сколько стоит кислород в аппарате дыхания, какова толщина ниток для зашивания разреза и репутация производителя скальпелей, которыми делают операцию, -- вам важен результат. Мы настаиваем выбирать установщика, а не марку сигнализации, причем такого, который будет нести ответственность за то,что он там насоветовал и как установил.
Кое-что о марках не помешает знать -- об этом, если не лень читать, вы узнаете в выносе. Более серьезного изучения заслуживает таблица, где приведены рекомендуемые конфигурации охранных систем, составленные установщиками с учетом цены и технических особенностей защищаемого автомобиля, а также возможных сценариев угона и даже психологии "вашего" угонщика.
Зачем вам об этом знать? Все прекрасно понимают, что нет смысла ставить сейфовый цифровой замок на платяной шкафчик, но почему-то забывают об этом, когда речь заходит об автомобиле. Вы уверены, что "сигналка" за "штуку баксов" защищает машину? Правильно, от угона машину защищает целый комплекс систем: механические средства защиты машины (другими словами -- дополнительные замки), системы, которые делают невозможным запуск двигателя (иммобилайзер хорош тот, о котором никто ничего не знает), системы, предотвращающие насильственный угон, и, наконец, собственно сигнализации.
НАША МАРКА
Из всемирно известных "брендов" у нас хорошо представлен только Clifford. Сигнализации немецкой компании Bosch (и ее подразделения Blaupunkt) не укрепились на нашем рынке -- мягко говоря, не выдержали конкуренции. Продукция другого известного производителя сигнализаций -- американской компании Code Alarm -- также не очень уверенно чувствует себя в России, хотя ее нельзя причислить к категории второсортных. Из американских сигнализаций более-менее представлены марки Excalibur, Viper, Prestige -- это техника, которая в большей степени ориентирована на предоставление различных сервисных функций, нежели на высокую степень защиты. Сигнализации итальянских марок менее функциональны, но лучше защищают от "интеллигентного" угона (не сопровождающегося механическим взломом). Впрочем, для российского рынка такие сигнализации уже не очень актуальны: Sirio 777, SpyBall, GT, Laser Line -- из былого разнообразия "итальянок" остались только самые дешевые модели, да и те уже редкость.
Сказанное не означает, что в России нет хороших сигнализаций. Новые "бренды", которые заняли на рынке доминирующее положение -- Alligator, Mongoose, Fortress, Meritec, Cesar, Exellent, -- это сигнализации весьма высокого уровня, стоящие вне конкуренции по цене, поскольку производятся на современных заводах Юго-Восточной Азии. Более того, почти все эти сигнализации специально разработаны для России, а некоторые даже при участии российских инженеров.
Помимо упомянутых марок в России можно найти еще некоторое число отечественных (Magic Systems, "Урал-Катюша"), "фирменных" (например, Ungo, он же фактически Clarion), а еще приличную порцию сигнализаций не слишком раскрученных марок, которые, возможно, и хороши, но по причине своей малой известности доверия у потребителя не вызывают.
КТО ИЩЕТ, ТОТ ВСЕГДА НАЙДЕТ?
Во многих странах мира достигли серьезных успехов в деле борьбы с угонами благодаря широко развернутым системам поиска и возврата похищенных автомобилей. Любая система-"ищейка" -- это целая сеть в масштабах города или страны. "Свои" автомобили она находит и задерживает благодаря специальному радиоэлектронному оборудованию, установленному в них.
В начале 90-х активно рекламировали "Комплекс оперативного розыска и задержания" (КОРЗ-ГАИ). Лишившись господдержки, комплекс перестал развиваться и на данный момент если и живет, то подпольной жизнью. Реальных случаев, чтобы угнанную машину разыскали и уж тем более задержали с помощью КОРЗа, даже в ГИБДД уже не припоминают.
Из действующих в Москве систем можно выделить Lo/Jack ($1200 установка, $100 ежегодный взнос). Этот комплекс лучше развит в техническом и организационном плане, для абонентов предоставляются значительные льготы при страховании по риску угон-хищение. Но у Lo/Jack есть и недостатки. Эта система, разработанная на Западе еще в 70-х годах, только пеленгует угнанную машину -- все остальное должны делать люди. То есть автовладелец сам должен сообщить об угоне, а группа задержания -- организовать погоню и захват, остановить машину дистанционно нельзя. При этом большую часть "мирного" вермени система "спит", и сработает ли она в случае экстренной активации после угона -- на совести установщика и вопрос стечения обстоятельств. Но эффективность системы, как говорят о ней даже конкуренты, весьма высока -- не менее 85 процентов угнанных автомобилей находят.
Функция автоматической тревоги при угоне и остановка задерживаемого автомобиля предусмотрены в системе "Автолокатор", разработанной фирмой Nexus и развиваемой в Москве компанией "Мегапейдж". В автомобиль устанавливается не просто "маячок", а целый охранный комплекс с сигнализацией и иммобилайзером ($700, $29--39 ежемесячная плата). "Автолокатор" только разворачивается -- зона "уверенной охраны" ограничена пока кольцом МКАД, что не сильно впечатляет.
Проблем с зоной охвата лишены сложные спутниковые системы, в которых используются навигационное оборудование GPS для определения точных координат и системы мобильной связи для их передачи диспетчерский пульт (зона охвата GPS -- почти весь мир, а уверенная сотовая связь зависит от оператора). В Москве предлагает компания "Гео-Спектрум" систему Track Master ($2500--3200 за оборудование). Однако будет правильно ее отнести не к системам поиска и задержания угнанных автомобилей, а к системам слежения и навигации. "Аларм-Сервисом" предлагается также спутниковая система Cesar Satellite ($2300, $30--50 ежемесячная плата). Вот ее уже можно отнести к "противоугонным", действующим во всей Европе, что, однако, не означает отсутствия недостатков, присущих всем спутниковым и GSM-системам. Дело в том, что если угонщик знает, с чем имеет дело, достаточно вывести из строя ту часть системы, которая передает данные, -- вынуть SIM-карточку из GSM-модуля, включить "глушилку" и т.п. ("глушилкой", впрочем, дезориентировать можно любую радиосистему, а не только спутниковую). Но инженерная мысль не стоит на месте. В Москве также начали предлагать, как утверждают разработчики из компании "Спринг", еще более надежную спутниковую "противоугонку" SPR.PRO 5 Sputnik ($1500, $30 ежемесячно), которая может быть установлена в автомобиль скрытно -- добраться до модуля можно, только разобрав на части полмашины. Она насыщена разнообразными охранными и поисковыми функциями. Кроме того, приводится длинный перечень сервисных функций, включая дистанционный мониторинг основных параметров двигателя и электросистем.
Как защитить свой автомобиль от угона
1. Автомобиль стоимостью 2-5 тысяч долларов. Рекомендуется механический или электромеханический замок на капот, 50-100 долларов. Простая сигнализация с двумя дверными электрозамками в комплекте, 120-180 долларов. Замок на коробку передач, 70-140 долларов Итого: 240-440 долларов
2. 5-10 тысяч долларов. Механический или электромаеханический замок на капот, 50-120 долларов, качественная недорогая сигнализация, 140-200 долларов. Замки глухой блокировки дверей, 30 долларов за каждую дверь. Замок на КПП, 120-180 долларов. Итого: 370-560 долларов
3. 10-20 тысяч долларов. Замок на капот, 150-180 долларов. Сигнализация с увеличенным числом сервисных функций и дополнительными датчиками, 250-350 долларов. Транспондерный иммобилайзер, прерывающий 2-3 электрических цепи автомобиля, 180-400 долларов. Замки глухой блокировки дверей, 30 долларов за каждую дверь. Замок на КПП, 180-250 долларов. Итого: 840-1260 долларов
4. 20-35 тысяч долларов. Один или два замка на капот, 150-350 долларов. Программируемая сигнализация с функцией защиты от ложных срабатываний, 350-700 долларов. Транспондерный иммобилайзер, прерывающий 3 электрические цепи автомобиля, 180-400 долларов. Система защиты от насильственного угона, 330-400 долларов. Пейджер, 180-300 долларов. Итого: 1190-2150 долларов.
5. 35-150 тысяч долларов. Достаточную степень защиты обеспечивают программируемые сигнализации с функциями защиты от ложных срабатываний (от 400 долларов). Однако есть и охранные комплексы высшего класса стоимостью 1000-2000 долларов. Плюс к ней электронный транспордерный иммобилайзер, прерывающий максимальное количество электрических цепей автомобиля, 600-900 долларов. Трехзонный пейджер, 180-300 долларов. Два замка различного типа на капот, 200-300 долларов. Итого: 1380-3300 долларов