В России этот рынок только-только начинает зарождаться, но между тем предложения есть. Самые распространенные -- военные трофеи в руках частников. Еще вариант -- автосалоны, специализирующиеся на доставке под заказ и, если нужно, научной реставрации олдтаймера. Если же вы не хотите вкладывать в свой фан безумные деньги и не питаете иллюзий сделать купленную машину "надежным размещением капитала", то можно попробовать и собственные силы. Я, например, решил купить Jaguar MkII -- меня интересовал исключительно внешний вид и возможность в обозримом будущем кататься на этом автомобиле несколько раз в год.
Конкретный поиск я начал, обосновавшись в бременской квартире моих знакомых. Теоретически, искать можно и из России с помощью Интернета, однако в сетях размещают объявления преимущественно "автохэндлеры" -- иначе говоря, профессионалы-торговцы. Гораздо больше шансов найти хороший вариант за умеренные деньги, углубившись в изучение частных объявлений в местных газетенках. Картина получалась такая. За 1,5 тыс. евро можно было купить Jaguar MkII без двигателя. Комплектное и в хорошем состоянии авто стоило от 15 тыс. Тут важно знать и условные обозначения, принятые в немецкой прессе. Буквы FP в объявлении означают Festpreis, то есть "цена окончательная". VB -- более обнадеживающая аббревиатура, ибо речь идет о Verhandlungsbasis -- начальной цене, которую можно "опускать". И зачастую это неплохой шанс, ибо олдтаймеры, как правило, -- "лежалый товар": интересуются ими нечасто, а потому и скидку относительно первоначальной цены можно получить весьма существенную.
v "Свой" MkII 1961 года выпуска с двигателем 3,4 л я обнаружил в Оснабрюке, и с первоначальной цены в 12 тыс. евро мне удалось сбросить целых 5 тыс., что было справедливо, ибо автомобиль уже четыре года не заводился, на бампере был содран хром, битыми были крыло и дверь, отсутствовали оба задних фонарика, а панель была обезображена грубо врезанной "музыкой". Настоящий ценитель на такой экземпляр едва бы польстился. Кроме того, в Германии устранение этих недостатков вылилось бы в крупную сумму. У нас же, учитывая мою непритязательность и наличие дешевой рабочей силы, все должно оказаться не так траурно.
Оформление "папиров", как перегонщики обзывают немецкие документы, необходимые для покупки машины, -- одинаковая процедура как для трехлетки, так и для тридцатилетки. В моем случае из кошелька "уплыло" около 60 евро. Не вызвала проблем и транспортировка: я подошел на заправке к литовцу -- наши бывшие соотечественники специализируются на перевозке из Германии всевозможного битья под восстановление -- и договорился, что за $350 он поместит моего "марика" на свою тележку и доставит до границы с Калининградской областью. Нюанс: пересекать границу ты должен вместе со своим автомобилем, в противном случае он будет фигурировать как "груз", что скажется на его дальнейшей "таможне".
Последняя, к слову, самый сложный этап. Таможенник, поглядывая одним глазом на мой Jaguar, другим косил в автомобильный справочник Super Schwacke, причем делал это совершенно напрасно, ибо там была указана цена на автомобили от 1990 года выпуска. Резюме: "Вам надо к эксперту". Неприятность здесь вот в чем. Документов, регламентирующих платежи, которыми должны облагаться олдтаймеры, у наших таможенников нет, однако попадаются среди них шибко грамотные. Вполне возможен такой вариант: человек в форме решает, что машина ваша -- вовсе не транспортное средство, а предмет антиквариата. Он включает компьютер и находит в Интернете информацию о том, что точно такой же Jaguar был продан на одном из аукционов за $80 тыс. Стало быть, платеж должен составить 25 процентов от вышеназванной суммы плюс 20 процентов НДС -- почти $25 тыс.!
В принципе, к этой "засаде" можно подготовиться еще в Германии: "потерять документы" -- самое ценное для тамошнего коллекционера -- и потратить пару недель и пару тысяч евро на получение нового Fahrzeugsbrief (ПТС) и прохождение TUV -- техосмотра. Мне вся эта система, признаюсь, была непонятна, я понадеялся на авось, и мне повезло. "Экспертами" оказались три разновозрастные тетки, которые после чаев с тортами сказали: "Принеси нам хоть какую-то бумажку, которую можно приобщить к делу". Выручил меня Oldtimers Katalog, прикупленный в той же Германии. В нем на модель моего года выпуска было указано три цены в зависимости от состояния машины. P3 -- кондиция, "как будто только что с конвейера". Цена -- 18-22 тыс. евро. Мне же удалось убедить экспертов, что к моей "помойке" больше приложим пункт P1 -- "машина в аварийном состоянии". Цена -- 8-10 тыс. евро. С каталога была сделана ксерокопия, а расчет таможенного платежа велся "на общих основаниях" -- 1,4 евро за "кубик", то есть 4,8 тыс.
Сейчас Jaguar MkII стоит на платной парковке, а охранники берут с зевак деньги за его просмотр. Впереди ремонтно-восстановительные работы, но прежде -- поездки в Германию на различные Oldtimers Markt -- тусовки автостарьевщиков, где тот же задний фонарик можно купить за смешные 60 евро при его каталожной цене минимум в пять раз выше. Поиск дешевых запчастей с выездом за рубеж -- тоже по-своему фан.
-- Поиск машины лучше вести не по сетям, а с выездом на место.
-- Битый, аварийный автомобиль -- хороший вариант, если, конечно, вы не собираетесь эксплуатировать его ежедневно.
-- При грамотном ведении переговоров продавец олдтаймера может "подвинуться" в цене гораздо больше, чем продавец трехлетки.
-- Непредсказуемая российская "таможня" -- главная проблема при покупке на Западе старинного авто.