К сожалению, автомобили загораются гораздо чаще, чем кажется. Самая распространенная причина -- неисправная электропроводка.
Искры, проскакивающие между высоковольтными проводами с нарушенной изоляцией, при неисправностях в бензопроводе или карбюраторе превращают автомобиль в адский котел. Чаще всего огонь вспыхивает именно из-за короткого замыкания. Причиной пожара иногда становится и плохо закрепленный аккумулятор. Болтаясь во время езды по выбоинам, он может перевернуться и замкнуть на кузов. Случается, что выброшенный во время езды окурок попадает не на асфальт, а через заднее окно на сиденье машины.
Об огнетушителе мы вспоминаем только тогда, когда собираемся честно пройти техосмотр. ГИБДД требует от автовладельцев оснащать свои транспортные средства новыми опломбированными огнетушителями исключительно отечественного производства, как будто именно эти факторы гарантируют успех борьбы с огнем.
Мы протестировали огнетушители не на предмет прохождения техосмотра, а на предмет тушения пламени, что, на наш взгляд, не менее важно. Поэтому мы решили убедиться в эффективности огнетушителей, произведенных в разных странах. В четырех московских магазинах были куплены шесть огнетушителей производства стран СНГ, Турции и Италии. Для чистоты эксперимента все они были на сутки помещены в морозильную камеру -- никто же по зиме не уносит с собой огнетушитель домой вместе с "мордой" от магнитолы. И еще. Мы не стали поджигать автомобиль, а ограничились ветошью, пропитанной керосином.
Турецкий аэрозольный Jupiter вместо направленной струи выдал только шипение и брызги. Чтобы достичь хоть какого-то эффекта, огнетушитель приходилось совать прямо в пламя. Общее время работы составило всего 2 секунды. Спустя это рекордно короткое время и без того сомнительные возможности баллона иссякли, хотя треть состава еще оставалась внутри. Повторные нажатия кнопки привели к тому, что баллон стал слабенько "плеваться" капельками пенного состава.
После неудачи турецких производителей в борьбу с огнем вступил итальянский Fire Kill емкостью 300 мл. Этот "огнетушитель на водной основе" тушил импровизированный очаг пожара 6 секунд. Этого времени хватило, чтобы опустошить баллон, а не справиться с площадью возгорания размером 30х20 см.
Другой итальянский аэрозольный огнетушитель Speginfouco, хоть и имел объем на 100 мл больше, отказался работать сразу после нажатия и остался практически полным. Неутешительными оказались и результаты тушения пламени огнетушителями постсоветского производства, которые ГИБДД относит к обязательным в оснащении автомобиля.
Так, "Пенный огнетушитель ОП-1" пол-литрового объема не имел направленной струи, а брызгался пеной. За это время нам удалось только прибить пламя, но не потушить его. Через 5 секунд баллон оказался совершенно пуст.
После фиаско в ход пошел ОП-1(Б)-13В минского производства вдвое большего объема. Струя была мощной и направленной, но пена поступала те же 5 секунд. После этого подача состава прекратилась, хотя баллон был наполовину полон. Возможно, потушить небольшой очаг возгорания такому прибору по силам, но если возгорание будет большим -- рассчитывать не на что.
Порошковый огнетушитель ОП1 из той же Белоруссии работать отказался наотрез. Сколько ни стучали мы чекой об асфальт, ни облачка порошка этот огнетушитель из себя не выпустил. Дело в том, что подобный прибор нуждается в регулярных проверках и обслуживании. От длительного хранения порошок прессуется, а сифон, выталкивающий порошок наружу, закупоривается. Странно, на этикетке стоит дата выпуска -- июнь 2001. Ни один из прошедших проверку огнетушителей не спас бы автомобиль от огня. А потому покупать такие приборы мы настоятельно не рекомендуем.
1. Fire Kill (Италия), $3,5
2. ОП1 порошковый, 1000 мл, (Россия), $4
3. Jupiter (Турция), $1,5
4. ОП-1(Б)-13В пенный, 1000 мл, (Белоруссия), $10
5. ОП-1 пенный, 500 мл, (Белоруссия), $3,5
6. Speginfouco (Италия), $4