В соответствии с требованием пункта 13.11 ПДД – проезд неегулируемого перекрестка сказано – «На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев». Прибывший на место дорожно-транспортного происшествия инспектор ГИБДД обвинил водителя Семикина, мотивировав это тем, что на улице, по которой он следовал, есть знак 2,4 «Уступите дорогу».
Водитель пытался доказать инспектору, что при подъезде к перекрестку знака не видно – он закрыт ветками и листвой раскидистого дерева. Тем не менее при разборе ДТП в отделении ГИБДД В. Семикина признали виновным. Он с этим решением не согласился и обратился в независимую экспертизу. Она направила своих специалистов на злополучный перекресток, и те, проведя автотехническое исследование, сделали свое заключение: при подъезде к перекрестку водитель Семикин не мог видеть этот знак, и в данной ситуации его действия не противоречили требованиям ПДД. А столкновения произошло из-за того, что при установке знака 2,4 «Уступите дорогу» не были выполнены требования ГОСТ 23457-86 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения», где в пункте 1,1, в частности, говорится: «дорожные знаки, светофоры, ограждающие и направляющие устройства должны размещаться с учетом их наилучшей видимости участниками дорожного движения как в светлое, так и темное время суток, удобства эксплуатации и обслуживания, а также исключения возможности их непреднамеренных повреждений. При этом они не должны закрываться от участников дорожного движения какими-либо препятствиями (мачтами наружного освещения, зелеными насаждениями и т.п.).
Состоялся суд, который при рассмотрении дела положил в основу заключения специалистов: действия водителя Семикина были признаны правомерными, а решение ГИБДД о его виновности отменено.
Очень часто перед нерегулируемыми перекрестками устанавливают знак 2,4 «Уступите дорогу», забывая о других: 2,1 и 2,2 – «Главная дорога» и «Конец главной дороги», а также 2,3,1и 2,3,3 – «Пересечение со второстепенной дорогой» и «Примыкание второстепенной дороги». В результате водитель не получает информацию о том, что он имеет право первым проехать перекресток, снижает скорость движения и часто пропускает автомобили, не имеющие приоритета. Таким образом не только усложняется обстановка на пересечениях дорог, но и утрачивает свое значение идея быстрого проезда нерегулируемых перекрестков, приобретающая в настоящее время особую актуальность, поскольку плотность движения транспорта с каждым годом возрастает.
Нелишне напомнить, что государственный контроль за соблюдением действующих в Российской Федерации «Правил содержания автомобильных дорог, дорожных сооружений и железнодорожных переездов в безопасном для дорожного движения состоянии» возложена на ГИБДД. Ну не наказывать же им самих себя. Поэтому сотрудники ГИБДД при определении виновника аварии это игнорируют и в подавляющем большинстве случаев виновным признают пострадавшего водителя.
Так что же делать водителю, обманутому знаком-невидимкой? Главное, не опускать руки. Самому либо через адвоката обратиться к специалистам – независимым экспертам и отстаивать свою правоту в судебном порядке. По закону суд сам дает оценку имеющимся доводам и доказательствам сторон и может отменить решение ГИБДД.