Крупнейший российский авиаперевозчик «Аэрофлот» остается лидером среди отечественных авиакомпаний не только по количеству перевезенных пассажиров, но и по полученной прибыли и финансовым результатам деятельности. Несмотря на рост цен на авиатопливо, компания сумела добиться сокращения издержек.
Компании удалось минимизировать потери от роста стоимости топлива, захеджировав до конца года цены на 75 тыс. т авиакеросина. |
Вчера «Аэрофлот» опубликовал неаудированную консолидированную отчетность МСФО за первое полугодие 2006 года.
Доходы авиакомпании выросли на 15,7%, до 1,3 млрд долл. Операционная прибыль возросла на 50,5% (с 108,2 млн долл. до 162,9 млн долл.). Чистая прибыль авиакомпании и вовсе увеличилась на 78,7%, до 135,8 млн долл.
Экспертам понравились результаты авиакомпании. «Мы оцениваем позитивно результаты, показанные «Аэрофлотом», — говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Олег Судаков. Он замечает, что компания демонстрирует рост по всем направлениям: пассажирооборот вырос на 2,9%, операционная прибыль — на 50%. Что еще более важно, компания добилась роста рентабельности — с 9,5% до 12%, что обусловлено в том числе снижением на 9% расходов на техническое обслуживание. Административные расходы сократились на 4,2%, операционная аренда — на 9,4%. Снижению издержек даже не помешал рост цен на топливо. По словам Олега Судакова, в первом полугодии 2005 года цена авиатоплива составляла 500,1 долл. за т, к концу июня 2006 года достигла 605,9 долл. за т. Затраты на закупку топлива составили в первом полугодии 2006 года, по данным компании, 409,8 млн долл. (в январе-июне 2005 года — 330,5 млн долл.).
Отчасти компании удалось минимизировать потери от роста стоимости топлива, захеджировав до конца года цены на 75 тыс. т авиакеросина. В результате при 32-процентном росте цен на нефть в первом полугодии 2006 года по сравнению с январем-июнем 2005 года рост расходов на топливо за этот же период составил 24%.
«Выручка выросла ожидаемо, даже чуть больше ожиданий», — считает аналитик Deutsche UFG Александра Мельникова. Однако сейчас возможности для повышения цен на авиабилеты у «Аэрофлота» практически исчерпаны. Работать же без повышения цен на перевозки нельзя — цены на топливо диктуют свои условия, считает г-жа Мельникова. Она прогнозирует, что все же по итогам года «Аэрофлот» может несколько ухудшить операционные показатели. Среди рисков эксперты называют нерешенность до сих пор вопроса о тендере по дальнемагистральным самолетам, но этот риск проявится в полной мере через пять-десять 10 лет. «Если компания потеряет роялти и не получит взамен льготы по ввозным пошлинам на новую иностранную технику, ее показатели могут ухудшиться», — считает Александра Мельникова.
Заместитель гендиректора «Аэрофлота» по финансам и планированию Михаил Полубояринов отмечает, что улучшению финансовых показателей компании способствовала диверсификация кредитного портфеля. Основные кредиты авиакомпании приходятся на банки- партнеры: Сбербанк и ВТБ выделили кредитные линии на 150 млн долл.