Как лучше всего избавиться от малого предприятия?
Может ли директор малого предприятия доверить процедуру закрытия фирмы своему бухгалтеру?
Потянет ли бухгалтер закрытие "малыша"?
Константин МАКСИМЮК
Материал предоставлен
журналом «Вестник московского бухгалтера» № 35 - 2003г.
Есть старая народная мудрость: если хочешь что-то сделать быстро и качественно - сделай это сам.
Тем не менее, всегда есть соблазн передать заботу о закрытии фирмы профессионалам-ликвидаторам. Так стоит ли бухгалтеру закрывать предприятие самому? Да и можно ли ему доверить эту как правило новую для него процедуру?
Для малого бизнеса самый типичный способ "смены вывески" - продажа фирмы другому человеку. Это и быстрее по времени (уходит 2-3 недели), и может принести деньги. При этом, от бухгалтера уже ничего не зависит: продал фирму, сдал дела новому владельцу - и все.
Правда, в последнее время наметилась тенденция - при покупке даже небольшой фирмы с реальной деятельностью покупатель нанимает аудитора для проверки налогового учета. Естественно, компанию, тем более, если на ней "висят" серьезные долги, могут и не купить - есть смысл покупать проблемного "малыша" только если компания известна и приносит прибыль, а репутация и имя - это все-таки вещи, более характерные для большого бизнеса.
В случае отсутствия интереса у покупателей, компанию придется ликвидировать. Основной ценовой фактор в этом случае - сложность и состояние бухучета на предприятие. При этом, как не странно, долги фирмы на стоимость ликвидации не влияют - однако, такой фирме сложнее будет пройти проверку в налоговой, и на все уйдет больше времени.
Процедура, в общих чертах, такова: пишется заявление о том, что предприятие больше не будет работать, кредиторам рассылаются извещения о закрытии, и в течение двух месяцев они могут предъявить претензии. Если кредитор подал в суд на должника - реорганизация приостанавливается. Еще несколько месяцев будет проводится проверка в налоговой и, если все в порядке, компанию закроют. В общем, за полгода, как правило, можно уложиться. Ликвидаторы при необходимости сделают все от проверки документов до восстановления учета.
Ничего сложного в процедуре реорганизации для бухгалтера нет, однако все боятся документальной проверки в инспекции - это основная причина обращений к профессионалам. Кстати, как правило, налоговую инспекцию при ликвидации долги перед кредиторами не интересуют - там важны, в первую очередь, долги перед бюджетом.
Еще одна причина, почему инициатива по привлечению ликвидатора исходит от бухгалтера - в отчете есть ошибки, он об этом знает, но лица перед руководителем терять не хочет.
Если все же бухгалтер уверен в своих силах, то составить ликвидационный баланс для знающего все "остатки" бухгалтера не составит никакого труда. В этом случае, он отдает реорганизаторам только учредительный документ и заявление о ликвидации.
Денежный фактор: без учета составления ликвидационных балансов полный цикл у ликвидатора обходится примерно в 700 - 1200 у.е. Бухгалтер на это истратит около 100 у.е. в виде пошлин. Здесь основное - его зарплата: неизвестно, сколько времени уйдет на самостоятельную ликвидацию. Есть примеры, когда даже филиал, с которым все намного проще, ликвидировали полгода. А бухгалтеру все это время придется платить...
Редакция благодарит консалтинговую компанию "Центр поддержки бизнеса "Унисервис" за помощь в работе над материалом.
Статья получена: Клерк.Ру