Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Учет затрат на информацию

 

Учет затрат на информацию

 

 

АГ «РАДА» /

Отразить расходы на покупку и обслуживание справочно-правовых систем не так просто, как кажется на первый взгляд. Дело в том, что правила их бухгалтерского учета не всегда совпадают с налоговым.

Расходы фирм на покупку справочно-правовых систем состоят из затрат:

– на приобретение самой программы;

– на информационное сопровождение (иными словами, на обновление системы).

Налоги как они есть

В налоговом учете затраты фирм на покупку справочно-правовых систем включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 264 НК).

загрузка...

 

 

Если фирма считает налог на прибыль по методу начисления, такие расходы уменьшают налог на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. Но только в том случае, если договором не определен конкретный срок использования системы. В такой ситуации затраты списываются равномерно в течение срока действия договора.

Исходя из того, что, как правило, справочно-правовые системы передаются пользователю на неограниченный срок, расходы на покупку программы можно в полном объеме включать в затраты того периода, когда они были поставлены. Если же фирма применяет кассовый метод, расходы можно списать сразу после оплаты системы.

Затраты фирм на обновление справочно-правовых систем также относятся к прочим. Такие расходы в полном объеме относятся к затратам того отчетного (налогового) периода, в котором они начислены (при методе начисления) или оплачены (при кассовом методе).

Сумму НДС по приобретенным и оплаченным справочно-правовым системам можно поставить к вычету в момент оприходования программы. Точно также налог по оказанным информационным услугам принимается к вычету после их отражения в учете. Напомним, что в обоих случаях для принятия НДС к вычету обязательно наличие счета-фактуры поставщика.

Пример

1 марта 2004 года ЗАО «Актив» приобрело и оприходовало справочно-правовую систему. Затраты на ее покупку составили 11 800 руб., в том числе НДС – 1800 руб. Кроме того, фирма заключила договор на информационное сопровождение системы сроком на один год. Расходы по договору равны 17 700 руб., в том числе НДС – 2700 руб. Эту сумму фирма оплатила авансом также 1 марта.

Справочно-правовая система приобретена на неограниченный срок. Налог на прибыль фирма считает по методу начисления. Поэтому расходы на приобретение программы в размере 10 000 руб. (11 800 – 1800) бухгалтер «Актива» включил в затраты марта. НДС по приобретенной программе также можно поставить к вычету в полном объеме в момент оприходования справочно-правовой системы.

Расходы на обновление будут включаться в затраты ежемесячно равными долями в течение года. Налог на прибыль будет уменьшать такая сумма:

(17 700 руб. – 2700 руб.) : 12 мес. = 1250 руб.

Одновременно сумму НДС, соответствующую месячной доли затрат на обновление, можно будет поставить к вычету. Эта величина составит:

2700 руб. : 12 мес. = 225 руб.

Бухучет затрат

Расходы на приобретение справочно-правовых систем в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов». Затем такие расходы ежемесячно списываются с кредита счета 97 в дебет счетов по учету затрат или прочих расходов. Это следует из пункта 65 Положения по бухгалтерскому учету, утвержденному приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н.

Одновременно стоимость полученной программы отражается на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение». В учете это отражается так:

Дебет 002

– отражена стоимость программы;

Дебет 97 Кредит 60

– отражены затраты на приобретение справочно-правовой системы в составе расходов будущих периодов;

Дебет 20 (26, 44 …) Кредит 97

– включены в состав затрат расходы на покупку справочно-правовой системы в размере месячной доли.

Период списания справочно-правовой системы устанавливается равным сроку использования программы, указанном в договоре на ее покупку. Если он не установлен, списать затраты можно в течение срока действия договора об информационном обслуживании. Для этого руководитель фирмы должен составить приказ. Он может выглядеть так:

ЗАО «Актив»

Приказ

«Об установлении срока использования

справочно-правовой системы»

№ 4

1 марта 2004 г.

Приказываю:

1. Установить для целей бухгалтерского учета срок использования справочно-правовой системы «Закон» равным одному году с момента приобретения программы.

Основание: договор об информационном обслуживании № 12/00/334 от 1 марта 2004 года.

Генеральный директор ЗАО «Актив» Павлов (Павлов С.Д.)

Обратите внимание: можно установить и любой другой период списания, но не менее срока действия договора об информационном обслуживании.

Если затраты на покупку справочно-правовой системы при расчете налога на прибыль списываются сразу, в учете фирмы возникает налогооблагаемая временная разница. А это приводит к образованию отложенного налогового обязательства.

Расходы на информационное обслуживание списываются на затраты того месяца, в котором эти услуги оказаны. В учете при этом делается запись:

Дебет 20 (26, 44 …) Кредит 60

– включены в состав затрат расходы на обновление справочно-правовой системы.

Пример

Продолжим предыдущий пример. Срок использования программы «Актив» установил равным одному году. Величина отложенного налогового обязательства составила:

10 000 руб. х 24% = 2400 руб.

Бухгалтер фирмы сделал в учете такие проводки:

1 марта

Дебет 002

– 11 800 руб. – отражена стоимость программы;

Дебет 97 Кредит 60

– 10 000 руб. – стоимость программы отнесена на расходы будущих периодов;

Дебет 19 Кредит 60

– 1800 руб. – учтен НДС;

Дебет 97 субсчет «Налогооблагаемые временные разницы» Кредит 97

– 10 000 руб. – отражена налогооблагаемая временная разница;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77

– 2400 руб. – отражено отложенное налоговое обязательство;

Дебет 60 Кредит 51

– 11 800 руб. – перечислены деньги за справочно-правовую систему;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 1800 руб. – принят к вычету НДС по программе;

Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 51

– 17 700 руб. – перечислен аванс за годовое сопровождение.

В конце каждого месяца в период с марта 2004 года по февраль 2005 года включительно

Дебет 26 Кредит 97

– 833,33 руб. (10 000 руб. : 12 мес.) – включены в состав затрат расходы на покупку программы в размере месячной доли;

Дебет 97 Кредит 97 субсчет «Налогооблагаемые временные разницы»

– 833,33 руб. – погашена месячная часть налогооблагаемой временной разницы;

Дебет 77 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

– 200 руб. (2400 руб. : 12 мес.) – погашена месячная часть отложенного налогового обязательства;

Дебет 26 Кредит 60

– 1250 руб. – включены в состав затрат расходы на обновление в размере месячной доли;

Дебет 19 Кредит 60

– 225 руб. – учтен НДС;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 225 руб. – принят к вычету НДС;

Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»

– 1475 руб. (17 700 руб. : 12 мес.) – зачтен аванс.

При составлении баланса за I квартал 2004 года бухгалтер фирмы отразил приобретенную программу по строке «Нематериальные активы, полученные в пользование».

тыс. руб.

Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах Код показателя На начало отчетного года На конец отчетного года
1 2 3 4
Нематериальные активы, полученные в пользование 12

Обратите внимание: чтобы сблизить бухгалтерский и налоговый учет, расходы по приобретению справочно-правовой системы при расчете налога на прибыль также можно равномерно списывать в течение срока действия договора на информационное обслуживание. Однако мы советуем все же учитывать такие затраты в налоговом учете сразу в полном объеме. Это позволит уменьшить текущий налог на прибыль.

С.А. Шилкин, эксперт АГ «РАДА»


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Учет затрат на информацию":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Бухгалтерский и налоговый учет у арендодателя. Учет затрат по улучшению имущества, взятого в аренду

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит» тел/факс (095) 937-3451 / Для правильного отражения в бухгалтерском учете расходов на улучшение имущества важно правильно определить, какие именно улучшения имели место. Из статьи 623 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) следует, что улучшения разделяются на отделимые и неотделимые. УЧЕТ ОТДЕЛИМЫХ УЛУЧШЕНИЙ Произведенные арендатором отделимые улучшения в соответствии с пунктом 1 ...

» Бухгалтерия и аудит - 4264 - читать


Коммерческое использование интернет-сайтов: учет затрат на создание Web-страницы

ToT / Коммерческое использование интернет-сайтов: учет затрат на создание Web-страницы Среди организаций, имеющих компьютеры, остается все меньше таких, которые еще не подключены к Интернету. И это понятно: иметь доступ в глобальную компьютерную сеть не только модно, но и удобно. Ведь в ней можно в любой момент и за счи-танные секунды найти всю необходимую информацию.

» Бухгалтерия и аудит - 2649 - читать


Полуфабрикатный метод учета затрат на производство

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит» тел/факс (095) 937-3451 / Затраты основного производства могут отражаться в учете двумя способами – полуфабрикатным и бесполуфабрикатным методом. Технологический процесс изготовления изделия может делиться на отдельные стадии, продуктом которых являются изделия, подлежащие обработке или использованию в последующих технологических стадиях. Эти изделия называются полуфабрикатами.

» Бухгалтерия и аудит - 4611 - читать


Система «Клиент-банк»: учет затрат на установку и обслуживание

Материал предоставлен журналом "Практический Бухгалтерский Учет" / Татьяна Амитова, Аудитор Необходимость возить платёжки в банк и лично общаться с операционистом с развитием безбумажных технологий постепенно уходит в прошлое. Бухгалтеру гораздо удобнее оплачивать счета, не покидая своего рабочего места. Для этого в офисе нужно установить систему «Клиент-банк».

» Бухгалтерия и аудит - 2995 - читать


Учет затрат на ДМС

ИА «Федеральное агентство финансовой информации» / Предоставление сотрудникам соцпакета по праву считается одним из наиболее действенных способов не только привлечь персонал, но и удержать в компании квалифицированных специалистов. Причем его наиболее привычным элементом является полис добровольного медицинского страхования. Правда, в связи с этим на бухгалтера возлагается дополнительная нагрузка – отслеживать изменения в учете подобных затрат.

» Бухгалтерия и аудит - 2498 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Бухгалтерия и аудит » Учет затрат на информацию

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru