Минфин России наделен новыми полномочиями. Теперь главное финансовое ведомство будет вместо МНС России утверждать формы налоговых деклараций, а также разъяснять, как применять законодательство РФ о налогах и сборах.
Постановление Правительства РФ от 07.04.04 № 185 Текст документа (в формате doc.)
Документы и комментарии, №9 - 2004 год
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г . № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ № 314) изменена структура федеральных органов исполнительной власти.
В результате некоторые из государственных органов упразднены (например, МАП России, ФКЦБ России), созданы новые (Министерство здравоохранения и социального развития России, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная регистрационная служба).
Другие преобразованы (МНС России в Федеральную налоговую службу, ГТК России в Федеральную таможенную службу) и имеют теперь иной правовой статус.
Соответственно у ряда ведомств полномочия расширились (Минфин России, Минэкономразвития России).
Но у Минфина России увеличились не только полномочия. Плюс к этому, согласно Указу № 314, финансовому министерству подчинены пять федеральных служб. А само министерство осталось подведомственно Правительству РФ.
Теперь Минфину России будут подотчетны следующие ведомства:
- преобразованная из МНС России Федеральная налоговая служба;
- образованная Федеральная служба страхового надзора;
- образованная Федеральная служба финансово-бюджетного надзора;
- преобразованная из КФМ России Федеральная служба по финансовому мониторингу;
- Федеральное казначейство (федеральная служба).
Опубликованным выше документом (далее - постановление) Правительство РФ закрепило нынешние полномочия Минфина России на бумаге. Рассмотрим их подробнее.
Для начала отметим, что Минфин России осуществляет государственную политику и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере. То есть непосредственно занимается бюджетной, налоговой, страховой, валютной сферами, сферами государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности. Также регулирует добычу, производство, переработку драгоценных металлов и драгоценных камней. И вместе с тем занимается порядком исчисления и уплаты таможенных платежей, в том числе определением таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Конечно же, наиболее значимым для налогоплательщиков является то, что на основании Указа № 314 главному финансовому ведомству переданы одни из основных функций МНС России. Теперь Минфин России будет разрабатывать и утверждать формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, а также методические рекомендации и различные нормативные правовые акты о том, как применять налоговое законодательство (подп. 2 п. 5 постановления). Вместе с тем по вопросам налоговой политики и по иным налоговым вопросам, в том числе об избежании двойного налогообложения, финансовое министерство разрабатывает только проекты. И если существует законопроект о введении или об отмене налогов либо об освобождении от их уплаты, такой проект должен пройти обязательную экспертизу в Минфине России.
Напомним, что пока МНС России работает в прежнем режиме, так как в отношении него Указ № 314 начнет действовать только после соответствующих изменений в законодательстве (п. 26 Указа № 314). Но несмотря на это, фактически налоговое министерство уже не издает своих разъяснений по налоговому законодательству. Этим сейчас успешно занимается Минфин России.
Так что теперь, если у налогоплательщиков возникают любые вопросы об исчислении налогов и правильном применении налогового законодательства, советуем сразу обращаться за письменными разъяснениями в финансовый, а не налоговый орган. Выполнение таких разъяснений исключит вину плательщика в совершении налогового правонарушения и освободит от уплаты штрафов. Ведь в пункте 3 статьи 111 НК РФ сказано, что плательщик не привлекается к налоговой ответственности, если следовал письменным разъяснениям не только налогового органа (коим является МНС России), но и другого уполномоченного государственного органа в пределах его компетенции. А Минфин России, как мы уже отметили, полномочен разъяснять законодательство РФ о налогах и сборах.
При этом, теперь уже наряду с налоговой отчетностью, в ведении Минфина России осталась разработка и принятие нормативных актов по составлению бухгалтерской отчетности и регулированию бухгалтерского учета в целом.
Однако самыми обширными функциями Минфина России все-таки являются полномочия в бюджетной сфере. Именно финансовое министерство регулирует и отвечает за составление, исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Оно же утверждает порядок осуществления контроля за целевым, эффективным и рациональным использованием бюджетных средств, единый план счетов бюджетного учета и порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета. Может сократить расходы федерального бюджета. Кроме того, ни один нормативный акт, предусматривающий расходы из федерального бюджета, не может быть принят без предварительной финансовой экспертизы Минфина России.
Е.Б. Чернышева
Эксперт "ДК"
Статья получена: Клерк.Ру