Основой экономики является малый бизнес, утверждают чиновники. Последние месяцы власти на деле доказывают, что они не остаются в стороне проблем предпринимателей. В частности, в правительстве вновь подняли вопрос целесообразности использования предпринимателями кассовой техники.
Александр Лебедев
«Вмененные» аппаратыДоля предприятий малого и среднего бизнеса в экономике неуклонно растет. По состоянию на 1 января 2007 года в стране насчитывалось около 1 миллиона предпринимателей, причем только за прошлый год их количество возросло на 53 тысячи.
В свою очередь, доля населения, задействованного в сфере малого бизнеса, также значительна и составляет 9,5 миллионов человек. Несмотря на позитивную статистику, динамичному развитию малого бизнеса в стране препятствует много факторов. Одним из самых наболевших принято считать использование предпринимателями кассовых аппаратов.
Сегодня большинство малых фирм являются плательщиками Единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Перечень видов деятельности, подпадающих под льготное налогообложение, устанавливают органы местного самоуправления: как правило, это сфера розничной торговли и общепита площадью менее 150 кв. метров, автосервисы. Спецрежимники независимо от выручки и вида деятельности обязаны уплачивать в бюджет фиксированную сумму налога.
Плательщикам ЕНВД необходимо использовать в своей деятельности ККМ. При этом покупка кассового аппарата обходится предпринимателю в среднем примерно в 14 тысяч рублей. Вдобавок к этой сумме для ККМ необходимо ежегодно приобретать электронную защитную ленту (ЭКЛЗ) стоимостью 6—10 тысяч рублей. Таким образом, ежегодно малый бизнес в целом вынужден тратить на содержание кассовых аппаратов около 20 миллиардов рублей, рассказал глава Минэкономразвития Герман Греф, выступавший на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при правительстве.
Издержки, связанные с использованием кассовой техники, предприниматели вынуждены учитывать в стоимости товара или оказанных услуг. От таких действий в первую очередь страдают потребители. Сложившаяся ситуация способствует росту инфляции, с которой последние годы упорно борется правительство.
Размышления чиновниковПопытку решить проблему применения ККМ для малого бизнеса власти предприняли еще 2 года назад. Тогда премьер-министр Михаил Фрадков поручил Минфину и Минэкономразвития изучить возможность освобождения плательщиков вмененного налога от применения ККМ.
Выполняя наказ главы правительства, Минэкономразвития разработало законопроект, направленный на решение «кассовой» проблемы. Меры, предложенные в документе, были поддержаны на специальном совещании под руководством вице-премьера Александра Жукова. Позже, в июне, судьба ККМ стала предметом рассмотрения на заседании правительства. В результате премьер-министр согласился с тем, что применение кассовых аппаратов в сфере малого бизнеса необходимо отменить уже в ближайшее время.
Однако оказалось, что эту проблему решить не так просто. Даже одобрение предложенных Минэкономразвития мер главой правительства не склонило решения вопроса в пользу предпринимателей. 29 июня против отмены ККМ одновременно выступил ряд ведомств: Минфин, ФНС, ФСБ, МВД и Роспром.
Семеро на одногоНалоговики утверждают, что отмена кассовых аппаратов для малого бизнеса усложнит контроль уплаты ЕНВД. Кроме того, в ФНС считают, что законопроект Минэкономразвития даст возможность владельцам крупных сетей минимизировать налоги, разбив торговые площади на отделы — плательщики ЕНВД. Позиция Роспрома заключается в том, что отмена ККМ пагубно скажется на производителях кассовой техники. Сегодня большинство оборонных предприятий производит кассовые машины, значительная часть которых приходится на малый бизнес.
На заседании Комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству генеральный директор Международного союза экономистов Виктор Красильников заявил, что предложенные в законопроекте Минэкономразвития меры сделают невозможным контроль наличного оборота в розничной торговле. С высказанной позицией согласна аудитор компании «Финстатус» Ирина Расстригина, отметившая, что ККМ должны служить объективной основой оценки фактической выручки фирмы. Ведь это поспособствует определению точных показателей базовой доходности по видам деятельности, утверждает эксперт:
— Размеры базовой доходности должны корректироваться с учетом инфляции и мониторинга выручки предприятий различных видов деятельности. Таким образом, для предпринимателей, применяющих ЕНВД, данные кассовых машин необходимы прежде всего в статистических целях.
В Минфине считают, что законопроектМинэкономразвития нарушит права потребителей и приведет к спорам по привлечению к административной ответственности за продажу товаров без применения контрольно-кассовых машин. В частности, одним из доводов Минфина продолжить использование кассовых аппаратов для плательщиков ЕНВД стало то, что потребитель лишится доказательных документов для защиты своих прав.
Кассовый чек действительно помогает потребителю в некоторых случаях вернуть деньги, уплаченные за товар. Однако это можно сделать и другим способом, утверждает генеральный директор юридического центра «Базальт» Василий Неделько:
— Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено, что помимо кассового чека покупатель может доказывать факт и условия покупки товара с помощью товарного чека, иного подтверждающего оплату товара документа или даже с помощью свидетельских показаний. То есть при отмене ККМ можно обязать продавцов выдавать товарные чеки.
Но если посмотреть на ситуацию с практической точки зрения, то выдача документов, заменяющих кассовые чеки, будет весьма обременительна как для предпринимателей, так и для потребителей, утверждает Ирина Расстригина. Их оформление занимает значительное время, поскольку документ продавец должен будет заполнить лично.
ШТРАФА МОЖНО ИЗБЕЖАТЬВ случае отсутствия подписи законного представителя предприятия, подтверждающей, что он ознакомлен со своими правами и обязанностями, протокол об административном правонарушении не считается основанием для взыскания штрафа. Об этом говорится в постановлении от 19 апреля 2005 г. № А56-19957/04 ФАС Северо-Западного округа, вынесшего решение об отмене штрафа за неприменение ККМ.
Судьи руководствовались тем, что в протоколе не было ни подписи представителя фирмы об ознакомлении со своими правами и обязанностями, ни отметки инспекторов об отказе ее поставить. А это уже противоречит требованиям закона (п. 3 ст. 28.2 КоАП). Поэтому арбитры пришли к выводу, что протокол составлен с нарушением, а значит, не является доказательством вины организации (ст. 26.2 КоАП).
Упразднять пока раноПрименение ККМ заставляет предпринимателей постоянно составлять ряд дополнительных документов. Однако это не означает, что необходимо отказываться от использования кассовой техники, утверждает Василий Неделько:
— Безусловно, ККМ является дополнительной нагрузкой на кассира и бухгалтера, но не настолько, чтобы сильно осложнить жизнь предприятия. Я не думаю, что отмена ККМ существенно облегчит жизнь малого бизнеса.
Отменять ККМ для экономики не совсем выгодно. Дело в том, что все большее распространение получают операции купли-продажи с использованием электронных платежных карт, отмечает Ирина Расстригина:
— В условиях отсутствия специального оборудования (ККМ) использование платежных карт не представляется возможным. Насыщение рынка электронными средствами оплаты способствует легализации и повышению контроля за потоками финансовых средств внутри страны.
По мнению Ирины Расстригиной, решить проблемы с использованием кассовой техники малым бизнесом можно двумя путями. Первый вариант — частично освободить от применения ККМ предпринимателей-спецрежимников, за исключением тех, кто занят в розничной торговле. Вторым способом изменения нынешней ситуации станет разрешение использовать менее дорогостоящие ККМ. Какой путь выберет правительство — пока неизвестно.
Статья получена: Клерк.Ру