Два основных риска при покупке бизнеса: оказаться не в состоянии эффективно управлять компанией и узнать о внебалансовых задолженностях, о которых вас не предупредили. Существует также риск, что бизнес окажется не столь прибыльным, каким его подавал продавец. Как снизить эти риски в ситуации, когда компания использует «черную» бухгалтерию?
Читайте по теме: Продажа бизнеса — вопрос цены. |
Первая рекомендация — попросить продавца предъявить данные управленческого учета.
Но во многих компаниях малого и среднего бизнеса он плохо поставлен, к тому же не всегда вызывает доверие. Как все перепроверить?
Один из способов — устроить выборочную проверку договоров компании с потребителями. Однажды я участвовал в сделке по продаже небольшого производства кухонь. Хозяин, продающий компанию, сказал: «По закону о защите прав потребителей я обязан в течение трех лет хранить договоры. Они лежат у меня в гараже». Покупатель просмотрел документы за определенный период и убедился, что количество и размер сделок соответствуют данным управленческого учета.
Другой способ — обратиться к поставщикам. В случае с производителем кухонь компания приобретала комплектующие у крупной немецкой фирмы. Она согласилась предоставить старые накладные, и покупатель бизнеса мог увидеть динамику покупки комплектующих.
Но самый распространенный и надежный (хотя и занимающий больше времени) вариант — внести задаток и в течение 2—4 месяцев непосредственно наблюдать работу продаваемой компании. В этом случае потенциальный покупатель заключает с продавцом соглашение: если показатель прибыльности окажется ниже заявленной суммы — сделка отменяется.
Когда финансовая состоятельность бизнеса подтверждена, покупателя могут ждать еще несколько подводных камней. Необходимо проверить полномочия человека, который продает бизнес. Есть ли у него соучредители и знают ли они о продаже? А жена владельца? С одной стороны, по закону получать ее согласие необязательно. С другой — известны случаи, когда жены через суд оформляли свои претензии и эти иски рассматривались.
Часто возникает проблема прав собственности на оборудование. Многие фирмы ради ухода от налогов оформляют его на третьих лиц. В таких случаях приходится проводить покупку оборудования отдельной сделкой. Но затем, при возврате активов на баланс компании, у нового владельца возникает дополнительный налог на добавленную стоимость.
В большинстве случаев для покупателя очень важно, чтобы у бывшего владельца не было планов, продав бизнес, организовать новый такой же. В странах Евросоюза закон запрещает продавцу бизнеса заниматься конкурентной деятельностью в течение двух, а то и пяти лет. В двух странах за такие деяния предусмотрена даже уголовная ответственность. В моей практике была пара случаев, когда пытались продать строительную компанию с только что заключенными крупными контрактами, чтобы потом перевести клиентов на вновь созданную фирму. Поэтому я требую подписания продавцом обязательства о неконкуренции на два года. Другое дело, что в случае нарушения обязательства вы потом замучаетесь доказывать в суде нанесенный ущерб.
Конечно, при покупке важно проверить состав передаваемых объектов и их состояние, зависимость фирмы от ключевых контрагентов и сроки завершения поставок им. Все подводные камни в одном коротком материале не перечислить. А лучшая гарантия — добросовестность продавца. Поэтому еще до начала проверок присмотритесь, насколько искренне он себя ведет.