Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » «Неуловимая» фирма

 

«Неуловимая» фирма

 

 

ИА "Клерк.Ру". Отдел новостей /

Юридические и фактические адреса некоторых компаний не совпадают. Первый фирмы указывают в своих учредительных документах. А по второму они реально находятся. Поначалу налоговые работники не обращали внимания на такие организации.

загрузка...

 

 

Однако с недавних пор ФНС начала борьбу с «двойными» адресами. Поэтому у фирм, адрес регистрации которых отличается от фактического, может возникнуть множество проблем.

Екатерина Крылова , эксперт «Консультанта»

Кампания инспекторов против «двойных» адресов началась с письма Федеральной налоговой службы от 13 сентября 2005 г . № ЧД-6-09/761@. В нем контролеры предлагали коллегам добиваться дисквалификации руководителей фирм, у которых не совпадает юридический и фактический адрес. А для того, чтобы проверяющие на местах действовали более уверенно, в своем письме ФНС не поскупилась привести несколько примеров привлечения нерадивых директоров к ответственности.

Получившие указание сверху контролеры не сидели сложа руки. Недавно одна из московских налоговых инспекций разослала по столичным банкам письмо со списком адресов массовой регистрации фирм. В нем проверяющие потребовали от банкиров не открывать таким организациям счета. В результате пострадало множество добросовестных предпринимателей, купивших в свое время «готовую» фирму – компании на продажу, как известно, обычно получают номинальный юридический адрес.

В статье мы расскажем, каким рискам подвергают свой бизнес руководители фирм с «двойным» адресом и выясним, существует ли выход из создавшегося положения.

Мой адрес – не дом и не улица…

Новые правила регистрации фирм установили еще в 2002 году. Именно тогда начал действовать Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о госрегистрации). С тех пор инспекторы не проводят экспертизу полученных документов. Регистрация стала заявительной – теперь руководителей компании могут оштрафовать на 5 000 рублей за предоставление ложных сведений. А суд вправе и вовсе отстранить их от работы на срок до трех лет (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).

Изменился и смысл понятия «место нахождения» компании. Раньше его определяли по адресу, указанному при государственной регистрации фирмы. Теперь считается, что организация расположена в месте, где фактически находится ее «исполнительная власть» – директор, правление и т. д. (п. 1 ст. 13 Закона о госрегистрации).

Если компания сменила адрес, она должна внести изменения в свои учредительные документы (п. 1 ст. 17 Закона о госрегистрации) . Исключения составляют некоммерческие организации – они в таких случаях «править» устав не обязаны. За внесение изменений контролеры возьмут пошлину в размере 400 рублей (пп. 3 п. 1 ст. 333 НК РФ).

Если у фирмы поменялся только почтовый адрес, ей достаточно лишь уведомить об этом налоговую (п. 1 ст. 19 Закона о госрегистрации). Пошлину в данном случае не взимают. Заметим, постоянный почтовый адрес или хотя бы абонентский ящик нужен каждой организации. Причем его реквизиты нужно сообщить не только всем партнерам, но и инспекции. Ведь почтой отправляют требования об уплате налогов, акты проверок, а также судебные извещения. Понятно, насколько фирме важно своевременно получать такие документы. Кроме этого, компания обязана ознакомиться с ними в течение шести дней с момента отправки (п. 5 ст. 101 НК РФ).

Возможна ситуация, когда фирма начала работать «на два адреса» еще до вступления в силу Закона о госрегистрации. Такие компании могут действовать по следующей схеме:

  • Подать сообщение по форме № Р17001 в инспекцию по адресу регистрации;
  • Внести изменения в учредительные документы;
  • «Обновить» старую редакцию устава или утвердить новую.

Когда инспекция передаст документы в налоговую по месту расположения фирмы, ее снимут с учета и зарегистрируют по новому адресу. Не стоит забывать, что компанию необходимо также перерегистрировать и во внебюджетных фондах. Для этого фирма должна встать на учет в их филиалах на новом месте.

Обратите внимание: выражение «юридический адрес» – скорее устоявшийся оборот. В гражданском и налоговом законодательстве такое понятие отсутствует, равно как и «фактический адрес».

Нерадивым фирмам грозит ликвидация

В настоящее время у инспекторов появилось много возможностей отслеживать недостоверную информацию о расположении фирм. Проверить, работает ли компания по указанному в документах адресу, инспекторы могут только при осмотре помещения (п. 1 ст. 82 НК РФ). Если контролеры не обнаружат фирму по известному им адресу и поиски результатов не дадут, они могут обратиться в суд с иском о ликвидации компании. Свои претензии к организации они, скорее всего, обоснуют «неоднократными и грубыми нарушениями закона» с ее стороны (п. 2 ст. 61 ГК РФ).

Заметим, если фирма исправно платит налоги, один только факт, что она не находится по указанному в учредительных документах адресу, не может стать причиной ее ликвидации (постановление Конституционного Суда от 18 июля 2003 г . № 14-П). Ведь компания может устранить нарушение – внести соответствующие изменения в свой устав.

Суд защитил права фирмы

Налоговая инспекция по Новгородской области обратилась в суд с иском о ликвидации ООО «Гелиос». У контролеров были претензии к фирме, так как она никогда не находилась по указанному в уставе адресу. По заявлению проверяющих, при регистрации компания сообщила неверные сведения.

Судьи отказались ликвидировать организацию . Они отметили, что фирму можно закрыть, если она неоднократно грубо нарушала закон (п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации) и при этом нанесла кому-то вред (постановление Конституционного суда РФ от 18 июля 2003 г . № 14-П). Не смогли инспекторы доказать и то, что обнаруженное ими нарушение нельзя было устранить. Поэтому судьи дали фирме шанс исправить ошибки и внести соответствующие изменения в устав (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 сентября 2005 г . № А44-555/2005-14).

Также фирму нельзя ликвидировать, если она не ведет деятельность (постановление ФАС Центрального округа от 8 апреля 2004 г . № А14-8729-03/222/20).

В группе риска находятся только те компании, которые в течение года не сдавали отчетность и не пользовались ни одним банковским счетом. Их могут ликвидировать в упрощенном порядке по заявлению инспекции (п. 1 ст. 21.1 Закона о госрегистрации).

Адрес в счете-фактуре

Контролеры считают, что он должен совпадать с фактическим. Инспекторы все чаще отказываются предоставлять налоговые вычеты компаниям с «двойным» адресом. Впрочем, среди контролеров не существует единого мнения по поводу того, какой из адресов должен быть указан в документе.

Если компания не уведомила налоговую о переезде, ее руководителя оштрафуют на 5 тысяч рублей (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ). Однако это упущение не имеет никакого отношения к налоговому законодательству. Тем не менее, инспекторы пользуются положениями Кодекса об административных правонарушениях и аннулируют налоговые вычеты фирм с «неправильными» адресами.

Судьи с инспекторами не согласны. Они неоднократно отмечали, что в счетах-фактурах можно указывать любой из адресов – регистрации или фактический. По мнению судов, Налоговому кодексу это не противоречит и поэтому не лишает фирмы права на зачет НДС (например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 марта 2006 года № А19-15638/05-40-Ф02-930/06-С1 и ФАС Северо-Западного округа от 3 марта 2006 года № А56-18026/2005).

Добавим, ни первая, ни вторая часть Налогового кодекса не содержит определения понятия «адрес». Это еще один аргумент в пользу того, что инспекторы неправомерно лишают компании вычетов по НДС из-за «задваивания» адресов.

Филиал из ниоткуда

Предположим, фирма сменила адрес, а соответствующих изменений в устав не внесла. Инспекторы могут посчитать, что компания создала обособленное подразделение. В этом случае организация должна в течение месяца подать заявление о постановке на учет в ту налоговую, которая закреплена за местом фактического расположения фирмы (пункт 4 ст. 83 НК РФ).

Если инспекция обнаружит «двойной» адрес у компаний, которые применяют упрощенную систему налогообложения, она может отказать им в праве использовать льготный спецрежим. Чтобы этого не произошло, организация может создать по одному из адресов обособленное подразделение, которое не будет указано в ее учредительных документах как филиал или представительство. Даже если таких отделений будет несколько, фирма сможет без всяких проблем продолжать применять «упрощенку» (письмо Минфина от 12 июля 2005 г . № 03-11-04/2/22).

Народные советы

Как показывает практика, компания может решить проблему «двойных» адресов и неофициальным способом. Предположим, фирма не хочет вносить изменения в устав или платить штрафы. Тогда можно попытаться убедить сотрудников налоговой, что руководитель работает именно по юридическому адресу. В данном случае подойдет следующая схема:

  • Принять директора компании на должность, например, начальника склада. В этом случае на его имя оформляют трудовой договор о работе по совместительству. Понятно, что новые обязанности начальник будет «выполнять» по фактическому адресу.
  • Заключить договор аренды помещения по адресу, который указан в уставе. Кроме этого, стоит принять на работу секретаря. Он будет доставлять корреспонденцию директору компании и отвечать на возможные звонки.

Таким образом, фирма может сохранить юридический адрес и избежать ответственности по Кодексу об административных правонарушениях. Заметим, что расходы компании при использовании описанной схемы увеличатся на сумму оплаты труда секретаря и аренды номинального офиса.

Если руководитель принял решение перерегистрировать компанию, нужно помнить, что это дорогостоящий и длительный процесс. Поэтому имеет смысл доверить его специализированной организации. Вполне возможно, в результате фирма избежит множества проблем.

Беспредел в столичных инспекциях

Андрей Чернятьев, заместитель генерального директора консалтинговой компании «Профит»: «Ранее, если инспекторы приходили на фирму с проверкой и не находили руководителя по юридическому адресу, они не считали, что компании там не было. Теперь же столичные налоговые выписывают штрафы только из-за того, что посланные ими письма приходят назад с пометкой «адресат не значится». Одного нашего клиента уже вызвали в инспекцию по этому поводу. Работник налоговой отказался принять у него договор аренды помещения по юридическому адресу. А у генерального директора он зачем-то попросил копию паспорта. Кроме этого, потребовал от него написать объяснительную записку по поводу административного нарушения. В просьбе показать соответствующий акт руководителю было отказано. На вопрос, в чем обвиняют фирму, молодой человек удивленно произнес: «Как, вы не знаете?» – и отказался от дальнейших комментариев.


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "«Неуловимая» фирма":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Nissan 350Z: Неуловимый Зорро

В тесте участвуют автомобили: Nissan 350Z Разбойник с большой дороги... Впрочем, и на маленьких дорожках он тоже поджидает свои жертвы.

» Немецкие автомобили - 1681 - читать


Контекстная реклама: разбор полетов на примере туристических фирм

Данная заметка навеяна моими наблюдениями за отечественной практикой интернет-рекламы, а точнее - ее контекстной составляющей. Контекстная реклама - растущий сегмент рынка: растет бюджет и число рекламодателей, а значит, повышается роль качества применения данного инструмента. Увы, по моим наблюдениям, рунету есть куда стремиться в этой сфере, но обо всем по порядку.

» Продвижение и оптимизация - 6792 - читать


Методика баннерной рекламы для небольших фирм

Как выжать максимум эффективности из баннерообменных сетей - руководство для экономных. По мнению серьезных рекламных агенств, для раскрутки веб проекта через баннерные сети нужно потратить некоторое количество тысяч долларов на покупку показов баннеров. Для тех, кто не хочет тратить деньги, но при этом хочет получить максимальное количество посетителей через баннерообменные сети - информация ниже.

» Продвижение и оптимизация - 1921 - читать


Зачем фирме нужен сайт?

Если вы спросите руководителей любой компании, зачем их фирме нужен собственный веб-сайта, то, скорее всего, не получите конкретного ответа. В лучшем случае, услышите общие рассуждения о том, что Интернет — это престижно и модно, что за глобальной сетью будущее... А ведь корпоративный сайт — это очень удобный и многофункциональный бизнес-инструмент.

» Интересное в сети - 3968 - читать


Система «Фирма-Банк»: кто в ответе за деньги?

Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер" / Практически еженедельно Центробанк отзывает у столичных банков лицензии. Последними стали Диамонд-банк, ООО «Банк Экспорта», а также Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития. Кредитные организации лопаются как мыльные пузыри.

» Банки и кредиты - 1868 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » «Неуловимая» фирма

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru