Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Обеспечительные меры против налогоплательщиков

 

Обеспечительные меры против налогоплательщиков

 

 

Мы продолжаем публикацию статей, посвященных анализу ключевых и основополагающих нововведений, принятых на основании Федерального закона РФ от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования».

Гордон Максим Владимирович, специально для Клерк.Ру

В наступившем 2007 г. введен в действие новый, не имеющий аналогов в сфере налоговых правоотношений, институт обеспечительных мер, призванный повысить эффективность налогового контроля, предотвратить ситуации связанные с выводом активов компаний после предъявления налоговых претензий и стимулировать налогоплательщиков к своевременному исполнению налоговых обязательств. Новый инструментарий, с одной стороны, позволит налоговым органам оперативно принимать меры, направленные на обеспечение возможности исполнения в будущем принятых по результатам налоговых проверок решений, а с другой, существенно ограничит налогоплательщиков в вопросах принятия решений в рамках хозяйственной деятельности.

загрузка...

 

 

Порядок применения обеспечительных мер

Обеспечительные меры подлежат применению налоговыми органами в случаях, когда имеются основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения, принятого по результатам проверки и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в таком решении. Решение о принятии обеспечительных мер, согласно п. 10 ст. 101 НК РФ, налоговый орган вправе принять сразу же после вынесения решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Вступать в силу такое решение будет немедленно со дня его вынесения, и действовать до тех пор, пока решение налогового органа, вынесенное по результатам проверки, не будет исполнено или отменено.

Анализ отдельных обеспечительных мер

К числу обеспечительных мер, которые могут применяться налоговыми органами к налогоплательщикам по результатам налоговых проверок с 2007 г., относятся: а) возложение запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Данная мера означает, что для налогоплательщика вводятся в официальном порядке ограничения и обременения, которые будут препятствовать свободному распоряжению его имуществом. При этом выбор конкретного объекта имущества будет производиться налоговым органом последовательно применительно к конкретной группе имущества. В первую очередь такой запрет может быть возложен на недвижимое имущество налогоплательщика, в том числе не участвующее в производстве продукции (работ, услуг). При отсутствии такого имущества ограничения коснутся транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений налогоплательщика. К третьей группе, на которую с может быть возложен запрет на отчуждение, относится иное имущество налогоплательщика, за исключением готовой продукции, сырья и материалов, В отношении готовой продукции, сырья и материалов ограничения могут быть введены в последнем, исключительном случае.

Совокупная стоимость имущества каждой группы будет оцениваться налоговым органом по данным бухгалтерского учета налогоплательщика. Если стоимость имущества в рамках первой группы будет превышать (равна) общую сумму недоимки, пеней и штрафов, начисленных по результатам проверки, то запрет на отчуждение коснется лишь недвижимого имущества. В случае если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп составит величину меньшую суммы доначислений по проверке, запрет на отчуждение распространится на последующие группы.

б) приостановление операций по счетам в банке в порядке, установленном статьей 76 НК РФ. Такая обеспечительная мера как приостановление операций по счетам в банке может применяться налоговыми органами только после наложения запрета на отчуждение вышеуказанного имущества и лишь при условии, что стоимость имущества налогоплательщика по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности.

Если в отношении налогоплательщика налоговым органом будет применена обеспечительная мера в виде запрещения отчуждения имущества, однако стоимости имущества окажется недостаточно для покрытия всей суммы доначислений, то приостановление операций по счетам будет применено лишь в отношении оставшейся разницы между суммой недоимки и имеющимся у налогоплательщика имуществом.

«Антиобеспечительные меры»

Панацеей от применения обеспечительных мер для налогоплательщиков станет возможность их замены на иные рыночные инструменты, такие как: 1) банковская гарантия; 2) залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества; 3) поручительство третьего лица. Следует, однако, отметить, что данные меры не смогут выступить в качестве достойного «противовеса» обеспечительным мерам, поскольку экономически данные способы обеспечения налоговых обязательств не имеют широкого распространения, а механизм их получения настолько сложен, что делает их малодоступными и практически не применимыми. Кроме того, даже если налогоплательщик найдет способ получить какой-либо из них и предоставить налоговому органу, последний вправе отказать в замене принятых обеспечительных мер, поскольку безусловной обязанности для замены НК РФ не предусматривает, что снижает эффективность таких «антиобеспечительных мер».

Законность введения института обеспечительных мер

Оценивая указанные нововведения с точки зрения защиты интересов налогоплательщиков, необходимо отметить следующее. Институт обеспечительных мер в налоговом праве позаимствован законодателем из процессуального законодательства, в первую очередь, из арбитражного процесса. Согласно правовой позиции Конституционного Суда, изложенной в определении № 390-О от 06.11.2003 г., применение обеспечительных мер не носит дискриминационного характера по отношению к какой-либо стороне, поскольку основой для их применения в административном судопроизводстве, осуществляемом арбитражными судами, является принцип состязательности и процессуального равноправия сторон.

Налоговые правоотношения в силу их публичности, изначально не предполагают какого-либо равенства. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет, по смыслу статьи 57 Конституции РФ, публично-правовой характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить исполнение данной обязанности налогоплательщиком (Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 № 9-П).

То есть на первый взгляд может показаться, что применение обеспечительных мер в отношении налогоплательщиков в рамках налоговых правоотношений, в силу отсутствия равноправия, может рассматриваться как дискриминационная, и, следовательно, неправомерная мера. Однако подобная логика вряд ли выдержит испытание в суде, в случае обжалования решения о применении обеспечительных мер, поскольку налоги имеют публичное предназначение, являются необходимой экономической основой существования и деятельности государства, условием реализации им указанных публичных функций.

Важно осознать введение обеспечительных мер как данность и стремиться общими усилиями создать эффективный механизм для их применения на практике, с тем, чтобы не допустить произвола со стороны налоговых органов. Ограничения, возлагаемые на налогоплательщиков, не должны носить повсеместный характер. Основания полагать, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения, должны возникать у налоговых органов только в вынужденных случаях, то есть в таких ситуациях, когда грань разумности не нарушается, а баланс публичных интересов и интересов бизнеса соблюдается.

Автор — Ведущий специалист по налоговому праву ООО «Юридическая фирма «Ардашев и Партнеры»


Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Обеспечительные меры против налогоплательщиков":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Mazda 6: Эти глаза не против

В тесте участвуют автомобили: Mazda 6 Агрессивная внешность новой «Мазды» отлично сочетается с настоящим спортивным характером. Ну вот, совсем же другое дело – просто любо-дорого посмотреть! «Мазда-6» – это кошачий силуэт, стильные колесные диски, спицы которых напоминают изогнутый восточный ятаган, но главное, конечно, фары!

» Японские автомобили - 2404 - читать


Обеспечительные меры в налоговом споре

Редкое решение налогового органа по результатам проверки не обходится без обжалования в вышестоящий орган или в суд, но не все налогоплательщики активно и эффективно используют дополнительные возможности защиты своих прав в виде так называемых обеспечительных мер, которые выражаются в приостановлении соответствующего акта (требования, решения) или действия налогового органа, а также в приостановлении (запрете) принудительного исполнения оспариваемого акта налогового органа (з ...

» Юриспруденция и Право - 5275 - читать


Применение обеспечительных мер

Андрей Игоревич ЩУКИН, специалист 1 категории Арбитражного суда г. Москвы Журнал "АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА" № 03 (36) 2004 март Одна из задач арбитражного судопроизводства — обеспечение эффективной и оперативной защиты нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов субъектов, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Вынесение судебного акта по возникшему спору не всегда может гарантировать реальное восстановление нарушенных прав и законных ин ...

» Юриспруденция и Право - 4122 - читать


Противоречия и неясности актов законодательства, толкуемые в пользу налогоплательщиков

. А. Эскина, обозреватель журнала «Арбитражная налоговая практика" Приятно, что наше законодательство стремится к совершенству.

» Юриспруденция и Право - 5323 - читать


Рейдерам затруднили работу. ВАС принял постановление о применении обеспечительных мер

Вчера президиум Высшего арбитражного суда в целом одобрил проект постановления пленума суда « О применении арбитражными судами обеспечительных мер». Его принятие должно максимально затруднить рейдерским компаниям использовать этот механизм в корпоративных захватах.

» Бизнес идеи - 1788 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Юриспруденция и Право » Обеспечительные меры против налогоплательщиков

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru