Мероприятия, проводимые фирмами в целях продвижения своей продукции, очень разнообразны. Чтобы избежать конфликтов с инспекторами, необходимо грамотно квалифицировать затраты на эти цели и верно ответить на вопрос: что такое реклама и в каких случаях расходы на подобные акции уменьшают базу по прибыли?
Елена Камалова
Главный признак — безадресностьСудьи подчеркивают, что ключевым для учета расходов на рекламу в целях налогообложения прибыли является распространение информации неопределенному кругу лиц. Об этом, в частности, говорится в постановлении ФАС Московского округа от 28 апреля 2005 г. № КА-А40/3274-05.
В данном случае ИФНС доначислила компании налог на прибыль и исключила из состава расходов по прибыли затраты, связанные с распространением продукции, содержащей логотип фирмы. Как было установлено судом, раздача товаров, содержащих информацию о компании, носила адресный характер. Они были предназначены для конкретных организаций, являющихся партнерами налогоплательщика, получатели их были поименованы. Это подтверждается актами на списание затрат, предъявленными фирмой. Поскольку принцип безадресности оказался нарушенным, суд принял сторону ИФНС и признал правомерным ее решение о доначислении налога на прибыль.
В другом деле, рассмотренном ФАС Московского округа от 14 декабря 2006 г. № КА-А40/12000-06, также фигурировала адресная доставка материалов, содержащих информацию о компании. Фирма осуществляла продажу печатной, аудио-, видеопродукции, распространение которой осуществлялось методом прямой почтовой рассылки. При этом сущность метода заключалась в том, что потенциальному подписчику на его имя и адрес направлялся фирменный конверт со стандартным комплектом материалов, содержащих информацию о номенклатуре, цене и условиях поставки, бланк заказа, информацию о розыгрыше призов, плакаты, карты финалиста, квалификационные билеты и конверты «да» и «нет» с номером абонентского ящика компании.
Предприятие отнесло затраты на изготовление промоушн-материалов на расходы, связанные с реализацией продукции. По мнению ИФНС, данные затраты должны быть включены в налоговую базу налога на рекламу. Судьи напомнили положения Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с которыми под рекламой понимается информация, распространяемая в любой форме, о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях, предназначенная для неопределенного круга лиц. Поскольку комплект промоушн-материалов, рассылаемый компанией потенциальным подписчикам, всегда персонализирован, такое распространение не отвечает требованиям Закона «О рекламе» и, по мнению судей, является способом реализации продукции.
Незаконность на учет не влияетЧтобы затраты можно было учесть в целях налогообложения прибыли, нужно, чтобы они были связаны непосредственно с получением дохода. Это касается и средств, потраченных на рекламу. Так, инспекция исключила из расходов по прибыли затраты компании на изготовление ежегодника, в котором содержалась информация о деятельности ее дочернего предприятия. Суд установил, что «дочка» производит продукцию, которую компания продает от своего имени. Таким образом, затраты на рекламу данной структуры косвенно участвуют в получении дохода налогоплательщиком (постановление ФАС Московского округа от 2 августа 2006 г. № КА-А40/7139-06).
В ситуации, рассмотренной в постановлении ФАС Московского округа от 18 ноября 2003 г. № КА-А40/9281-03, инспекция также посчитала неправомерным включение фирмой затрат на рекламные мероприятия в состав расходов в целях исчисления налога на прибыль. Организация проводила рекламную акцию, в ходе которой присутствующим раздавались сигареты, были вручены призы победителям розыгрышей. Для проведения данного мероприятия фирма изготовила рекламные объявления и купоны. Причиной отказа инспекторов в уменьшении базы по прибыли на суммы, потраченные на эти цели, оказалось то, что, по мнению ИФНС, в ходе проведения акций было нарушено законодательство о рекламе. Суд указал, что налоговое законодательство не связывает учет расходов на рекламу с ее законностью.
Безвозмездность — отдельно, реклама — отдельноВ ряде случаев инспекторы квалифицируют передачу товаров в рекламных целях как безвозмездную сделку и обязывают компании начислить НДС. В постановлении ФАС Московского округа от 28 августа 2006 г. № КА-А40/7856-06 судьи указали, что рекламные материалы, которые распространяла организация, — брошюры, каталоги, содержащие информацию о компании, а также технические характеристики продаваемого оборудования не обладают рыночной стоимостью. Они не могут быть реализованы на рынке, так как не являются товаром в понимании, изложенном в Налоговом кодексе. Значит, их стоимость не подлежит обложению НДС.
Гражданский кодекс признает безвозмездным договор, согласно которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п. 2 ст. 423 ГК). В постановлении от 9 ноября 2006 г. № КА-А40/10964-06 московские судьи высказали мнение, что при передаче товаров в рекламных целях встречное предоставление имеется: это внимание к деятельности компании и обращение за ее услугами. Поэтому операции рекламного характера не облагаются налогом на добавленную стоимость.
комментарийАудитор компании «С. А. Партнерство» Сергей Горячев:
— Нужно отметить, что арбитражная практика по спорам, возникшим по поводу налогообложения операций, носящих рекламный характер, неоднозначна. Так, например, давно идет спор между налоговиками, судьями и организациями по вопросу квалификации расходов в качестве рекламных. Но, по нашему мнению, эта проблема должна рассматриваться с несколько иной точки зрения, а именно — является ли данный расход обоснованным. Если расходы обоснованы и направлены на получение дохода, то они должны признаваться независимо от того, как они расцениваются. Ведь эффект распространения будет практически одинаков, если одну и ту же информацию потенциальный клиент получит на входе в подъезд от распространителя без указания собственных личных данных или обнаружит в своем почтовом ящике с их указанием. Спорным остается вопрос признания расходов на рекламу, если при проведении мероприятий были нарушены положения различных законов. В частности, в письме Минфина от 31 января 2006 г. № 03- 03-04/1/66 чиновники отрицают возможность принятия для целей налогообложения расходов, не соответствующих Закону от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе».
Является ли передача товаров в целях рекламы безвозмездной реализацией — застрельщиком этой проблемы можно считать Минфин, который в письме от 31 марта 2004 г. № 04-03-11/52 высказал мысль о необходимости начисления НДС на рекламную передачу товара. Однако у судей другое мнение. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 25 декабря 2006 г. № КА-А40/12432-06 содержится утверждение, что «стоимость рекламной продукции, передаваемой в рамках рекламной акции, относится к расходам общества на рекламу и в связи с этим не может рассматриваться как безвозмездная передача».
Статья получена: Клерк.Ру