Компания PPE Group вышла из совладельцев самого популярного магазина Рунета Ozon.ru. Отныне его основной акционер — фонд прямых инвестиций Baring Vostok, который, по мнению экспертов, будет готовить Ozon.ru к продаже крупной западной компании.
Компания PPE Group занимает, по собственным данным, 40% рынка доставки заказов по почте, в 2005 г. доставила 3,9 млн бандеролей. До последнего времени 40% акций PPE Group принадлежали инвестфонду Baring Vostok Capital Partners, 60% — частным лицам.
Входивший в группу интернет-магазин Ozon продал в прошлом году 1,2 млн книг и 317 000 DVD. Оборот Ozon за 2005 г. — $19,3 млн. Основная доля его продаж (43,4%) приходится на книги, 25,1% — на видео, и 7,8% — на аудиопродукцию. |
Самый известный в Рунете интернет-магазин Ozon потерял одного из своих основных акционеров. Вчера российский холдинг PPE Group объявил о продаже 50% плюс 1 акция Ozon фонду прямых инвестиций Baring Vostok, управляемому компанией Baring Vostok Capital Partners (BVCP). В результате BVCP, уже владевшая пакетом в Ozon, стала владельцем почти 100% акций магазина. Небольшие доли остались лишь у миноритарных акционеров, имена которых выяснить не удалось. Одновременно BVCP вышла из состава акционеров самой PPE Group, в которой ей принадлежало 40%.
Директор по коммуникациям PPE Group Анна Ганеева объясняет продажу самого известного интернет-актива холдинга тем, что PPE решила сосредоточиться на основном бизнесе — торговле по каталогам, которая принесла ей в прошлом году $92 млн. BVCP инвестировала средства в PPE Group в 2001 г., а фонды прямых инвестиций редко вкладывают средства более чем на 3—4 года, замечает она.
До 2002 г. BVCP была мажоритарным акционером Ozon, а в 2003 г. передала часть своего пакета PPE Group, напоминает знакомый с ситуацией источник. Таким образом, BVCP просто вернула себе пакет, которым владела прежде, резюмирует он. По словам другого источника в инвестиционных кругах, PPE Group готовила сделку, в результате которой должна была сама выкупить собственные акции. Ozon оказался разменной монетой в более крупной сделке, объясняет собеседник «Ведомостей». PPE Group выкупила собственные акции у BVCP, расплатившись с инвесткомпанией не только деньгами, но и акциями Ozon. BVCP считает инвестиции в Ozon успешными, говорит представитель этой инвесткомпании Яков Миневич. По его словам, фонд уже инвестировал в Ozon $3 млн и будет продолжать вкладывать средства в бизнес магазина.
Сумму сделки стороны не разглашают. Эксперт инвесткомпании «Финам» Игорь Веретенников оценивает контрольный пакет Ozon в $60—70 млн, а весь магазин — в $70—80 млн. А через год, по его мнению, интернет-магазин может удвоить стоимость. «Скорее всего, вся сделка была совершена путем обмена акциями, без дополнительных выплат», — предполагает Веретенников, добавляя, что без Ozon компания РРЕ Group будет стоить около $40 млн. Представитель холдинга eHouse (владеющего несколькими интернет-магазинами) Валерий Гасратов считает, что PPE Group избавилась от Ozon по причине низкой рентабельности бизнеса магазина — всего 5,5% в прошлом году. «Это мешает PPE Group выйти на биржу с хорошими показателями», — предполагает он. Слухи о том, что PPE Group планирует IPO, ходили по рынку еще в мае. По словам Анны Ганеевой из PPE Group, выход на биржу рассматривался руководством компании в качестве одного из вариантов ее развития. Но в итоге компания отказалась от этих планов.
«Теперь РРЕ будет развивать проект [торговли товарами по каталогам] «Наш дом», который станет основным бизнесом группы: это более рентабельный, хотя и менее перспективный бизнес», — констатирует Веретенников. По его словам, рентабельность этого бизнеса составляет в среднем 8—10%. А вот капитализацию Ozon фонд Baring Vostok, скорее всего, постарается повысить, поскольку наверняка намерен продать магазин одному из западных участников рынка электронной торговли — например, Amazon, считает он. Рано или поздно Ozon будет продан, подтверждает Миневич.
ЧТО ПОКУПАЮТ В РУНЕТЕ
По данным октябрьского опроса Romir monitoring, самые популярные товары в российских интернет-магазинах — книги и канцтовары: их покупают 56% посетителей. На 2-м месте бытовая техника (40% покупок), на 3-м — компьютеры (39%). Безусловным лидером среди онлайн-магазинов Рунета, по данным Romir monitoring, стал Ozon.ru — на этом сайте за последний год совершили покупки 40% респондентов. Причем наиболее популярным Ozon.ru оказался у жителей Санкт-Петербурга (61% посетителей).